Амина Керимова
Проект «Русская народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Керимова Амина Александровна
МБДОУ «Детский сад № 247»
г. Нижний Новгород, 2018 г.
«Народная кукла, как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста и приобщения их к истокам родной культуры»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Публикация «Проект „Русская народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – очень сложная и актуальная задача, особенно когда речь идет о дошкольниках. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркивается в Программах государственного, региональных, муниципальных уровней.
Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально – педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе нравственных ценностей, к которым относится чувство патриотизма, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Интерес к истокам родной культуры в современном мире возрастает. Происходит это потому, что знание людьми традиций и культуры своего народа обогащает жизнь, вселяет чувство гордости за себя и свою семью, укрепляет связь поколений. Как известно, дошкольное детство - начальный этап становления личности, ее ориентации на социум. В этот период, по мнению Н. Ф. Виноградовой, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др., закладывается позитивно оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе.
О возрождении культурных традиций, в которых значительное место
занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой,
Н. Ю. Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Дошкольное детство – время игры. И будет целесообразным использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры. Каталки, свистульки, мячи, куклы – в каждой игрушке ощутима живая участливость взрослых: то родительская отцовская опека и ласковая материнская забота, то умелая рука и высокий вкус настоящего мастера игрушечника, а то и старание самих детей.
У каждого народа свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями. Известные художники написали картины, где мы можем увидеть образ куклы : М. Игнатьев
«Няня», К. Лемох «Варька», В. Максимов «Мечты о будущем»,
«Материнство», Ж. Б. Грез «Девочка с куклой», А. Ремнев С. Кожин
«Масленица на Руси», «Масленица», В. А. Тропинин «Девочка с куклой» и др. Народные куклы оставили свой след и в русских народных сказках :
Русская народная кукла в сказках и былинах русского народа
Русская народная сказка «Терёшечка» - Русская народная кукла «Пеленашка»
Еще до рождения ребенка, мать изготавливала маленькую куколку «Пеленашку», которая затем, уже после рождения малыша лежала у него в кроватке и оберегала от злых духов. Именно об этой куколке идет речь в русской сказке «Терёшечка». Для малыша делали и других куколок: «Зайчика на пальчик», «Птичку» или куколку «Бессоницу». Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». А на ночь пели колыбельные: «Спи, мой зайчик маленький, серенькие ушки, беленькое брюшко, маленький зайчик, маленький.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная» - Русская народная кукла «Ведучка»
Когда девочка подрастала, мама дарила ей куколку «Ведучку», которая передает дочери свои знания от том, как ладить отношения с этим миром. Именно об этой куколке описано в сказке «Василиса прекрасная»
Русская народная сказка «Крупеничка»
Русская народная кукла «Крупеничка»
В русской народной сказке о красавице Крупеничке, которую похитил татарский хан, Богомолка пожалела девушку, превратила в гречишное семечко и спрятала Крупеничку в кисет, в котором принесла ее к родному дому. А чтобы татарский хан не смог отыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И проросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик. Так появилась на Руси гречиха.
Традиционно куклу «Крупеничку» наполняли гречишным зерном или пшеницей. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте, в красном углу. Это была главная кукла в семье. Первые горсти отборной гречихи или пшеницы для посева брали из нее.
Русская народная сказка «Снегурочка» - Русская народная кукла «Кострома»
Сюжет в русской народной сказке «Снегурочка» возник из древнего славянского обряда сожжение куклы «Костромы» символа Богини земли и плодородия, а также олицетворения зимы. Само слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. Этот обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и в сказке, Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Русская народная сказка «Соломенная Масленица» - Русская народная кукла «Масленица»
Эта кукла – обязательный атрибут праздника «Масленица». В руках у нее блины - символ солнца. Целую неделю, буйствует Масленица со своими блинами, а потом чучело Масленицы сжигается, так как эта кукла символизирует переход из одного времени года в другое.
Во многих русских народных сказках говорится о рождественских колядках, которые проходили с участием куклы «Коляда» и «Коза». «Коза и медведь», тоже непременные участники рождественских праздников, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Русские народные куклы «Коляда» и «Коза»
Праздник «Спиридон – солнцеворот» – это праздник зимнего и летнего солнцестояния. Праздник нарождающегося или уходящего солнца. На празднике проходили обряды, посвященные солнцу: делали лыковую куклу Спиридона-солнцеворота, чтобы вызвать в жизни желаемые перемены. Считалось, что Спиридон поворотом колеса может полностью изменить жизнь человека, направив ее в нужную сторону. Русская народная кукла «Спиридон – солнцеворот
Сжигая одежду куклы со старыми вещами, приговаривали: «Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет. Колесо гори, катись, с весною красною вернись!».
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. От народной куклы – к русским народным традициям в детском саду. В МБДОУ, проводятся праздники и тематические занятия, посвящённые народным традициям : «Осенины», «Колядки», «Святки», «Масленица», «Пасха», «Рождество» и другие. С большим удовольствием и взрослые, и дети участвуют в таких мероприятиях. Ежегодно проводится фестиваль народных игр. Народные праздники и развлечения синтезируют в себе все формы детского творчества. В них отражены обычаи, обряды, игры, представлена национальная одежда. Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Почему автор выбрала народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.
Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются народные тряпичные куклы, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. В. О. Ключевский верно подметил: «Если отнять у современного человека нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет, и всему разучится и должен будет все начинать сначала».
Поставлены и реализованы следующие задачи:
обучающие:
- знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
- формирование у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
- обобщение представлений детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие:
- развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле;
- развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использование наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
- развитие эстетического вкуса и творчества детей;
воспитательные:
- воспитание интереса к изготовлению тряпичной народной куклы;
- воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего народа, чувства патриотизма;
- воспитание трудолюбия, аккуратности в работе при изготовлении тряпичной куклы;
- привлечение родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного дети узнали историю возникновения и научились делать следующих народных кукол : Кукла Ангел, Кукла Пеленашка, Крестец, Кукла на ложке, Колокольчик, Веснянка, Кукла Счастье, Кукла Масленица, Птица – радость.
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
- изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
- изготовлены технологические карты изготовления кукол ;
- оформлена картотека народных игр;
- изготовлено методическое пособие «Календарь народной куклы»;
- методическая разработка «Календарь народной куклы и народных праздников»
-проведены мастер-классы;
- оформление мини – музея «Русская народная кукла»
- картинная галерея «Образ куклы в картинах художников»
В детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и нравственно-патриотические достижения человека.
Список используемой литературы:
1. Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду». –
М. : ТЦ Сфера, 2006. – 320с. – (Вместе с детьми);
2. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова. «Народный календарь». – Издательский дом «Цветной мир», 2014;
3. Куприна Л. С., Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством». 3 – е издание переработанное и дополненное – СП 6: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2010