Елена Кузнецова
Педагогический проект «Русская кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Русская кукла»
Участники проекта :
воспитанники и родители
Руководитель проекта :
воспитатель
Кузнецова Елена Владимировна
Пояснительная записка
«Без памяти – нет традиций,
Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности,
Без духовности – нет личности,
Без личности – нет народа как исторической личности»
Публикация «Педагогический проект „Русская кукла“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла - неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Паспорт педагогического проекта
Вид проекта (по срокам) – среднесрочный
Название: «Русская кукла»
Тип проекта : «Социально-личностный», «Художественно-творческая деятельность», «Познавательно-речевая», «Познавательно-творческий»
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
Участники:
Кузнецова Е. В. – воспитатель;
Дети подготовительной группы - 30 человек;
Родители подготовительной группы
Актуальность:
Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.
Проблема:
По мнению В. М. Григорьева – собирателя организатора и «реставратора» народной игры, - современные дети играть стали не меньше, а хуже: «качество игр, стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры, и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство; забавы с огнем, взрывами и т. д. Необходимо спасение и возрождение народных игр, - генетического фонда игровой культуры каждого народа». Чему же учат современные игрушки? В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя игровая продукция не соответствует психолого – педагогическим требованиям формирования сознания ребенка.
Кукла – Барби, секс символ и воплощенная мечта общества потребления. Эта игрушка формирует в ребенке потребительство, менталитет «быть хорошей американской девочкой» (не заботливой мамой, а супер – девочкой). Сегодня есть исследования ученых – медиков о негативном влиянии куклы Барби на подсознание девочек (идеальные пышные формы угнетают психику ребенка и развивают у него комплексы). Куклы для мальчиков. Супермены - профессионалы, Бэтмен, Пираты, Завоеватели, Джеки – Потрошители как инструкции для будущих киллеров. Кромешный мир компьютерных игр, домашний идол – телевизор. Многие компьютерные игры разрушают психику ребенка: электромагнитные излучения вызывают эндокринные и раковые заболевания. Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.
Мы, педагоги, считаем, что сегодня незаслуженно забыты народные игры, традиционная русская кукла не привлекает внимания малышей. В основе сюжетно-ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
Задача патриотического воспитания очень актуальна в наши дни. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель:
Создать в группе мини-музей русской народной куклы
Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры; расширение представления детей о народных игрушках и истории их возникновения
Задачи:
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол
2. Познакомить детей с разнообразием и назначением традиционной народной куклы;
3. Научить изготавливать простые куклы своими руками;
4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
5. Вовлечь родителей в творческую продуктивную деятельность.
Ожидаемые результаты :
В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.
Методы оценивания:
Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.
Реализация проекта
Подготовительный этап
• Планирование совместной работы с детьми и родителями.
• Беседа с детьми и анкетирование родителей.
• Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.
• Составление плана основного этапа проектирования.
• Изучение сайтов и литературы, содержащей материал по теме проекта с образцами изготовления народных кукол.
Основной этап:
Занятия по познавательному развитию
• знакомство с русской народной куклой, их видами.
• кукла из глубины веков.
• рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
• русские народные куклы : «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка».
• куклы из нитей.
• Продуктивная деятельность совместно с детьми и родителями
Беседы:
• о куклах.
• куклы наших бабушек.
• моя любимая кукла.
• тряпичные куклы.
Занятия по продуктивной деятельности
Изготовление кукол:
• «Пеленашка» «Столбушка», «Закрутка», «Крупеничка», «Обереги».
• роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи.
Чтение художественной литературы
• Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
• Сказка А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
• И. Рюмина «Куклы наших бабушек»
Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад», «Модницы».
Работа с родителями: анкетирование, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
Заключительный этап:
• выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
• мастер-класс по изготовлению куклы «Оберег» совместно с родителями и детьми.
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
I. Этапы реализации
Сроки их выполнения - с 21.03. по 21.05.
II. Какие ресурсы будут использоваться
1. Иллюстративный материал (фото, открытки)
2. Ткань
3. Нитки
4. Солома
5. Глина
6. Синтопон
7. Мочало
8. Бисер
9. Тесьма
10. Трава
11. Береста
12. Цветные трубочки от фломастеров
13. Видио, стерео материалы
14. Художественная литература
15. Игрушки-куклы
III. Распределение обязанностей
Руководитель – Кузнецова Е. В.
Родители
Дети подготовительной группы –30 человек
IV. Кто будет дополнительно привлечен:
Музыкальный руководитель
Для возрождения народных игр и знаний культурно-исторических ценностей у дошкольников будет реализован проект в подготовительной группе. Составлен перспективный план, разработаны анкеты для родителей, конспекты занятий, пополняется развивающая среда по разделу «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».
Реализацию проекта осуществляют педагоги, родители, дети детского сада №78. Для этого будут использованы ресурсы: человеческий капитал, оргтехника, помещение детского сада и др.