Светлана Саутнер
Детский исследовательский проект «Кукла — народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский исследовательский проект «Кукла – народная игрушка"
Создатели проекта : Куцый Марина Васильевна – заведующий д/с.
Киселева Оксана Леонидовна – воспитатель
Саутнер Светлана Вильгельмовна-воспитатель.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели
Публикация «Детский исследовательский проект „Кукла — народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
Цель: создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, приобщения к народной игровой культуре
• Задачи:
• Знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
• Познакомить с содержанием игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки)
• Развивать познавательные интересы, эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку
• Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности Этапы реализации проекта.
• Знакомство с историей возникновения народной куклы.
• Изучение видов кукол.
• Изучение технологии изготовления кукол.
• Изготовление обереговых и игровых кукол.
Методы: исследовательские; социальный опрос и анализ результатов; практические.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Знание разнообразных народных игрушек, содержания игр с ними
• Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
• Устойчивое желание играть с народной игрушкой
• Работа с родителями:
• Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Народная игрушка. Советы родителям»
• Информационно-стендовые материалы: «Как сделать тряпичную куклу», «Изготовление из соломки куклы-стригушка и лошадки» и др.
• Участие родителей в детских исследованиях на тему «Народная игрушка»
• Детско-родительское творчество : изготовление тряпичных кукол,
• Участие родителей в приобретении игрушек для групповой игротеки
Подбор литературного и фольклорного материала для игр с народными игрушками (стихи, потешки, пословицы и поговорки, загадки)
Режиссерские игры с тряпичными куклами
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.
• Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.
• Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.
Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.
ИСТОРИЯ КУКЛЫ
Первая кукла-мотанка была изготовлена более 5 тысяч лет тому. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. Главная ценность традиционной народной куклы : Она является частью культуры всего человечества, Сохраняет в своем образе самобытность, характерные черты создающего ее народа.. Такие куклы можно найти в любой стране. Это была не просто игрушка. Считалось, что она защищала человека от неприятностей и бед. Куклу часто использовали в ритуалах. При изготовлении ритуальной куклы в нее вплетали все то, от чего человек хотел избавиться (беды, болезни, и сжигали на костре, либо топили в воде.
Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство.
Изучив технологию изготовления куклы Куватки, провели мастер класс по е изготовлению для дошкольников.
При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие и режущие предметы. А ещ очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.
Эти куклы не имеют лица. Безликая кукла - вещь неодушевленная. Подчеркивая это, наши предки верили, что никто не может причинить через нее вред живому человеку. Она несет в себе только доброе начало. На каждый узелок такой куклы делают заговор, например, на замужество, или на рождение ребенка, или на здоровье, на счастье и т. д., благодаря чему они защищают человека, принимают на себя болезни и несчастья, помогают в делах.
Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.
Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещ и символом продолжения рода.
На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребнка. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времн была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В любом крестьянском доме можно было видеть кукол. Они выполняли разные функции – охраняли жилье, детей, сон, берегли хозяйство. Дети любили ими играть.
Играли в куклы до 7-8 лет все дети, пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.
Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.
Но наши мальчишки, тоже решили принять участие в проекте. Конечно, делали они уже все по-современному, с помощью ножниц и швейной машинки.
Все славянские куклы обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлнным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.. Кукла изготовлялась быстро: туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались вервочкой, надевался платочек, и кукла готова
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками и презентация.
Реализация проекта
• Экскурсии в библиотеку : познавательное занятие «Народная кукла в России»
Дети рассказывают друг другу как они сделали своих кукол. А также разбираются в старинных названиях кукол и истории народной куклы
В Параскеву Пятницу я смотаю куколку,
Добрую хозяюшку,
милую жену.
Развеслы здравицы буду петь без умолку,
Заплету в головушку травушку-весну.
Лентой крестик выложу да на белом личике,
Наряжу Мокошеньку в пестрядь и тесьму.
- Нету ладу, удержу, накажи обидчиков!
Научи, пригожая, счастью да уму.
Включение народных игрушек в праздники и развлечения, в разные виды детской деятельности, в т. ч. совместные и самостоятельные свободные игры
Выводы
• Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
• Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.