ольга литвиненко
Проект «Русская изба» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта :
Для детей средней группы
Воспитатель: Литвиненко Ольга Николаевна
г. Томск-2018 г
1часть. Формулировка проблемы
Публикация «Проект „Русская изба“ для средней группы» размещена в разделах
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.
2 часть. Актуальность проекта :
В наши дни, дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я задумалась над проблемой приобщения детей к истоком русской народной культуры. Безусловно, работа в данном направлении велась, в группе оформлен уголок русской народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками. Однако было очевидно, что система работы в данном направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому я решала создать в группе уголок в виде русской избы, где будут размешены предметы, наиболее часто встречающихся в русских избах.
3 часть Определение предмета исследования
Патриотическое воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине.
4 часть. Выдвижение гипотезы
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга. И чем раньше начинается работа по патриотическому воспитанию детей, тем большим
будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.
5 часть. Проверка гипотезы
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного,целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы патриотизма.
Цель проекта : приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуре, её наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание патриотизма. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.
Задачи проекта :
1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре, через русские народные подвижные игры
2. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
3. Знакомство с особенностями русского национального уклада жизни (быта).
4. Формирование у детей представления о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в народном фольклоре.
5. Развивать речь детей, активизировать словарный запас
6. Расширять музыкальный кругозор через ознакомление с лучшими образцами песен тех лет
7. Развитие творческих и исследовательских способностей детей
8. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами
9. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности
Тип проекта :
По продолжительности: долгосрочный
По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.
Участники проекта : дети группы № 12, воспитатель, родители
Продолжительность проекта : 3 года
Ожидаемый результат:
- формирование у дошкольников устойчивой нравственно- патриотической позиции
- дети имеют представления о русской избе
- дети с большим уважением относятся к наследию предков
-формирование у детей патриотических чувств и представление о быте предков
- развитие чувства ответственности и гордости за своих предков
-дети становятся более самостоятельными и инициативными в разных сферах деятельности
- развитие у детей воображения, мышления, памяти
- расширение и активация словаря
- повышение уровня заинтересованности родителей проблемой
- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- постановка проблемы
- формулировка целей и задач проекта
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- рассматривание художественной литературы, энциклопедий, тематических альбомов
- проведение бесед, занятий
- подборка атрибутов и игр для занятий
II. Основной (практический этап)
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Дата. Тема.
Цель.
Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.
Сентябрь. «Милости просим в избу» Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. Народная игра «Катя, Катя маленька»
Октябрь. «Сорока-сорока» Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска Обыгрывание потешки «Сорока»
Ноябрь. Ай, качи, качи. Знакомство с колыбелькой, зыбкой. Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи»
Декабрь. Водичка-водичка. Знакомство с рукомойником. Пение попевки «Вода-водица»
Январь. С гуся вода, с Ваня худоба. Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. Исполнение потешек об умывании, колыбельных.
Февраль. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. Народная игра «Лады»
Март Наша –то хозяюшка умела была. Закрепить представление об использовании веника, голика, Разучивание потешки «Наша-то хозяйка»
Апрель Колобок – румяный бок. Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. Инсценирование сказки
Май. Идёт коза рогатая. Познакомить с назначением крынки, подойника. Использовать потешки о корове и козе
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Дата. Тема.
Цель.
Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.
Сентябрь. «Дорогим гостям рады» Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень»
Октябрь. «Как Иванушка на ярмарке был» Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари»
Ноябрь. «Пошла млада за водой» Рассмотреть вёдра, коромысло. Инсценирование песни. Украшение коромысла
Декабрь. «Из бабушкиного сундука» Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) Изготовление куклы-скрутки
Январь. «Приходите во горницу» Скалка, печь, чело, подтопок Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»
Февраль. Наши подружки -ложки, миски, кружки Знакомить со старинной деревянной утварью.
Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. Продуктивная деятельность «Укрась посуду»
Март «Эх, лапти мои» Показать лапти, познакомить с их назначением. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Апрель «Хозяйкины помощники» Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар Отрывок из сказки «Федорино горе»
Май. «Курочка в избушке веником метёт Веник, голик, совок. Народные загадки
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в подготовительной к школе группе
Дата. Тема.
Цель.
Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.
Сентябрь. «Как Марьюшку бельё стирала и гладила» Показать утюги (жаровой и угольный, рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска, Народные загадки об утюге. Стирка платочков.
Октябрь. «Волшебные спицы» Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи»
Ноябрь. Золотое веретено Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) Народная игра «Прялица»
Декабрь. Волшебная иголка Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки
Январь. Как Марьюшка детей растила. Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады»
Февраль. Сверху пар, снизу жар-это русский самовар Познакомить с традицией чаепития. За самоваром знакомимся с докучными сказками.
Март Весна пришла, сороки привела. Сито, скалка, ларь Печём жаворонков.
Апрель Одежда наших предков Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник, особенностями её изготовления. Пение «Уродись, бел ленок»
Май. Прощание с избой Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. Народные загадки
III. Заключительный этап
Подведение итогов проекта
В своём ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Через организацию бесед о музеях, о том зачем они нужны? Что в ни храниться? Кто куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками : Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.
Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др. ; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации Мини- музея «Русская изба».
Ожидаемый результат:
У детей:
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
5. Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
6. Обогащение словарного запаса детей;
7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:
доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к
взрослым, сверстникам, малышам;
9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.
У родителей:
1. Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;
2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.
У педагогов:
1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.