Марина Болтунова
Долгосрочный проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская изба».
Участники проекта : педагоги, дети и родители.
Продолжительность проекта : долгосрочный, 1 год.
Ожидаемые результаты проекта :
Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, жизни наших предков;
активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;
Публикация «Долгосрочный проект „Русская изба“» размещена в разделах
отражение в художественно-творческой деятельности темы любви к родине.
Актуальность проекта :
В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно – патриотическому воспитанию. Одна из его задач — знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Проблема, на решение которой направлен проект :
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
У детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Причины возникновения проблемы:
Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо могут связать его со своим народом, со своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Современная семья мало уделяет внимания приобщению детей к истокам народной культуры.
Цель проекта :
Формирование духовно- нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
2. Развивать воображение детей.
3. Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
4. Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми.
5. Использовать все виды фольклора (хороводы, сказки, потешки, загадки, т. к. фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
6. Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей.
Этапы реализации:
1. Подготовительный.
Постановка цели и задач.
Составление плана работы.
Подготовка методического материала.
2. Основной.
НОД с детьми по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому развитию.
Экскурсии по мини-музею с детьми.
Создание картотеки р-н хороводных игр.
Составление фонотеки р-н песен, хороводов.
Собрание библиотеки р-н сказок, устного народного творчества.
Изготовление поделок (совместное творчество детей и родителей).
3. Заключительный.
Фотоотчеты о проведении экскурсий, о проведенных играх.
Презентация «Проект «Русская изба».
Лэпбук «Матрешка».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Месяц
Тема
Содержание работ
Сентябрь Экскурсия в огород детского сада. Беседа «Что растет в огороде». Показать детям, как нужно аккуратно выкапывать свеклу, морковь.
Загадки об овощах: «Что осенью родится, зимой пригодится».
Д/игра «Узнай по описанию», д/игра «Чудесный мешочек».
Творческая выставка:
Рисование «Что нам осень принесла».
Изготовление поделок (совместное творчество детей и родителей).
Чтение русской народной сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». Показ театра на палочках русской народной сказки «Репка». Раскрашивание репки.
Октябрь Беседа на тему
«Как наши предки выращивали хлеб». Рассказать детям о том, как раньше люди выращивали хлеб. Рассматривание иллюстраций.
Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Повторение правил поведения в мини-музее.
Знакомство с русской избой.
Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.)
Рассматривание иллюстраций: жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.)
Ноябрь «Живая старина». Чтение русских народных сказок «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Гуси-лебеди».
Викторина «Знаешь ли ты сказки?».
«Веселые матрешки». Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. История матрешки. Рассматривание развивающего альбома «Матрешки». Игры с матрешкой. Совместное творчество бабушек, мам и детей «Лоскутное одеяльце для Матрешки».
Декабрь «Здравствуй,
зимушка-зима».
Беседа о приходе зимы, о характерных особенностях зимы.
Русские народные игры – зимние забавы.
Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Морозко», «Заюшкина избушка».
«Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме. Чтение пословиц о зиме.
Пение новогодних песен.
Изготовление поделок «Подарок для Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей).
Январь «Зима-не лето, в шубу одето».
Рассматривание иллюстраций: русская зимняя одежда (валенки, шуба, тулуп, шапка-ушанка, шерстяные овечьи варежки).
«Пришла коляда, отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством, с русскими народными обычаями.
Разучивание и пение колядок.
Февраль Посиделки «Проходите, гости дорогие!»
Познакомить детей с традицией русского народа – посиделками.
Знакомство с самоваром. Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.
Игра-беседа «Масленица дорогая - наша гостья годовая».
Знакомство детей с масленицей, с русскими народными обычаями. Разучивание закличек.
Чаепитие с блинами.
Март Беседа «Как наши предки шили одежду».
Знакомство с русской народной одеждой, с предметами обихода: прялкой, веретеном, спицами (рассматривание иллюстраций).
Раскрашивание «Укрась сарафан».
«Половичку курочка веничком метет». Знакомство детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами.
Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была».
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Апрель «Грач на горе - весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны.
Разучивание закличек «Солнышко, солнышко» «Весна, весна красная».
Выставка рисунков «Пришла весна».
«Светлая Пасха». Знакомство с праздником Пасхи. Проведение русских народных игр с яйцами, вождение хороводов. «Катание яиц», «Пасхальное гнёздышко» (переносим яйцо в ложке).
Май Экскурсия в мини-музей «Русская изба» : выставка игрушек. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковская игрушка; городец; хохлома (рассматривание игрушек).
Беседа «Русская березка - символ России» Формирование у детей представления о русской березке, ставшей символом России; с характерными особенностями березы.
Используемая литература
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова.
3. «Музей в детском саду» Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина.
4. Интернет-ресурсы.