Анжела Трифонова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Россия — моя Родина»
Трифонова Анжела Викторовна
Московская область
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
«РОССИЯ-моя родина»
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – любви к своей семье,
к своему дому, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ „Россия — моя Родина“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Вид проекта : групповой, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Актуальность проекта
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.
Патриотическое воспитание дошкольников - это любовь к Родине. Любовь к Родине начинается : с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет; с любви к детскому саду, школе, городу; с любви к природе родного края. А также патриотическое воспитание включает в себя воспитание уважительного отношения: к труженику и результатам его труда; к родной земле; к защитникам Отечества; к государственной символике; к традициям государства; к общенародным праздникам.
Цель:
1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, к малой Родине.
2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам, воспитание уважения к труду.
4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
5. Ознакомление детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
,
• Ознакомление с культурой родного края, культурой своего народа
- посещение музеев,
- проведение традиционных праздников,
• Привитие любви к природе родного края
- участие в экологических акциях,
- организация турпоходов
• Подготовка и проведение мероприятий патриотической направленности (23 февраля, 9 мая, Флаг России и т. д.)
Предварительная работа:
Приобретение наглядного дидактического материала;
работа с познавательной и художественной литературой
(подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок,
стихотворений);
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр;
планы совместной образовательной деятельности со специалистами
Содержание практической деятельности по реализации проекта
I этап – подготовительный (сбор и накопление информации)
Разработка перспективного плана по реализации проекта;
разработка планов НОД;
подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;
подбор художественной литературы и художественного слова для чтения и пересказа в ходе НОД, бесед и самостоятельной деятельности детей;
подбор дидактических, подвижных и пальчиковых игр по теме проекта.
II этап – основной (практический)
Чтение стихотворений, рассказов о природе России. Обсуждение прочитанного.
Беседа «Моя Родина», беседа «В каком городе я живу», беседа «Государственные символы России», беседа «Мая семья и семейные традиции».
1. Мытищинский историко-художественный музей.
Немаловажное значение в развитии у детей чувства ответственности, уважения, бережного отношения к природе имеет знакомство с историей края, с прошлым того места, где ты родился и вырос или просто провел своё сознательное детство и юность. Эта цель и была поставлена посещением данного музея. На постоянной экспозиции, размещенной в семи залах музея, дети познакомились с историческим и художественным наследием Мытищинского района. Детям, родителям и воспитателям в процессе экскурсии представили археологические находки, рассказали об истории возникновения Мытищ, о строительстве первого самотечного водопровода. Фотоархивы рассказали об архитектурных памятниках, о людях, с ними связанных, о ценности этих мест для будущих поколений. Также детям поведали о смелости и отваге мытищинцев, участвовавших в Великой Отечественной войне.
При рассказе о художественных ценностях района внимание детей обратили на федоскинскую лаковую миниатюру и жостовские подносы, на творчество поэтов Дмитрия Кедрина, Николая Глазкова, художника Виктора Попкова.
Дети были под впечатлением от посещения этого музея, от интересной информации о своем городе. Покидая это место, они были преисполнены уважения к Мытищинскому краю и готовы познавать и узнавать его дальше.
Посещение этого музея не может быть разовым. Мытищинский район растет, развивается. Открываются незнакомые исторические факты, появляются на свет новые археологические находки. С каждым годом дети будут находить для себя что-то новое, неизведанное в музее и, как следствие, в своем краю.
2. Жостовская фабрика декоративной росписи.
Посещение Жостовской фабрики напрямую вытекает из предыдущей экскурсии. По горячим следам и полученной информации в музее организуется посещение всемирно известного центра русского народного искусства, имеющего двухвековую историю.
На фабрике дети узнали о истории подносного производства, наглядно увидели процесс создания современных подносов: в глазах детей читалось уважение и восхищение мастером, из-под руки которого появлялась на простом кованном подносе прекрасная композиция из цветов, новая, уникальная, ни на что не похожая.
Жостовские металлические подносы, украшенные неповторимыми по изысканности и колориту цветочными композициями, вызывают чувство восхищения.
Главной идеей посещения фабрики было показать красоту, изящество и вместе с тем терпение, неспешность, твердость руки мастеров, создающих такие шедевры; обратить особое внимание, что сохранение традиций в течение такого длительного времени с таким небольшим количеством мастеров, работающих экологически чистым материалом, очень нелегко и затруднительно в нашем современном мире, но крайне необходимо. Ведь это частичка нашей России, известная не только в наших краях, но и во многих уголках мира.
Очень отрадно было наблюдать как легко экскурсовод нашел общий язык с детьми, как они внимательно его слушали и поддерживали диалог.
В выставочных залах на подносах-экспонатах дети без труда узнавали сказочных персонажей, различных птиц, знакомые места и города.
Участие в мастер-классе по самостоятельной росписи подносов позволило каждому создать свой маленький «шедевр», ощутить на себе, изнутри, как непроста и в тоже время как важна техника "мазка" при создании жостовского подноса.
В восторге были и взрослые, и дети.
Еще одним центром по патриотическому воспитанию детей в ДОО стал мини-музей военного костюма «Кукла в военной форме». Уникальность мини-музея военного костюма в том, что моделями для демонстрации военной формы (летчика, моряка, танкиста, пехотинца, медсестры) являются куклы – знакомые и любимые детьми игрушки. В последствии дети играли с ними в сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Военный госпиталь» и др.
3. Биостанция «Лосиный Остров».
Продолжая тематику зверей и птиц, наша группа отправилась на лосиную биостанцию, которая располагается недалеко от егерского участка «Лосиный остров». Главная отличительная черта этого места, находящегося в национальном заповеднике Лосиный Остров, это погружение в естественную среду обитания диких животных. Мы как бы пришли к ним «в гости», в их «дом». И, конечно, это потребовало от нас, от детей и взрослых, определённого поведения, своеобразного этикета – ведь мы были в гостях.
Прогулка по станции состоялась под руководством опытного сотрудника. Его подробные рассказы о лосях, кабанах, оленях, птицах демонстрация и разъяснение их поведения, возможность покормить, прикоснуться и просто понаблюдать за повадками и жизнью животных – дало детям почву для размышлений о том, как важна забота о братьях наших меньших, как важно сохранять в чистоте и порядке среду обитания диких животных.
Участие в акции "Лес победы", "Посади своё дерево", «Покорми птиц»
Эта акция проходит уже не первый год и привлекает все больше людей, в том числе и молодежи. Проблема восстановления лесов – одна из глобальных проблем экологии России. Ежегодно горят, вырубаются, повреждаются болезнями и вредителями большие площади лесов. Также во время Великой Отечественной войны подмосковные леса стали значимым рубежом обороны Красной Армии. Именно тут немецкое наступление было остановлено, и в войне наступил перелом. В годы войны деревья из лесов шли на создание оборонительных сооружений, блиндажей и дзотов. Поэтому посадка детьми и родителями деревьев было официально приурочено к важному событию нашей страны Дню Победы.
Ежегодно для каждого участка разработан свой проект восстановления лесов и формирования смешанных лесов, которые способны противостоять болезням и вредителям.
Активная посадка деревьев родителями была примером для детей, и они с большим удовольствием и упорством помогали и сажали будущие сосны, березы, ели. Чувство единения, приобщение к социокультурным ценностям, к труду, закладка жизненных принципов, приоритетов – это то, что было основным лейтмотивом участия в акции «Посади свое дерево». Дети были горды тем, что приняли участие в столь масштабном проекте, как и их родители. Всем участвовавшим были выписаны грамоты.
Параллельно дети активно участвовали в детском саду. Создавали «папки передвижки», плакаты, посвящённые ВОВ «Мы помним». Рисование гуашью «Флаг России» и «Андреевский флаг»
Рассматривание иллюстраций по теме «Армия России», «Наши защитники», «Военная техника».
Участие детей в спортивно-развлекательном мероприятии, посвященному 23 февраля (с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре). Праздник явился примером объединения родителей и детей в совместном делании, умении получать радость от проявления своих лучших качеств: объединяться, выдвигать достойных лидеров и следовать за ними, смелости, ловкости, выдержки, дружбы.
Гордость переполняла детей, когда они сами участвовали и наблюдали за состязанием пап. «Это мой папа был самым быстрым в этом конкурсе!» - говорили они. Как вырос их авторитет в глазах детей. И роль педагогов в воспитании культуры праздника, проявлении творчества взрослых и воспитанников трудно переоценить.
Ежегодно в саду проводится большой важности спортивно –патриотическая игра «Зарница».
Очень важна идея праздника, а именно: мужское начало «воин», «защитник», «подвиг» не отделимы от женского «Родина», «мать», «земля. Женщина- муза и вдохновительница, она придает всему смысл, форму и направление. И если Родина потребует, мужчина своими силой и мужеством готов встать на ее защиту!
Крупномасштабно проходит празднование Дня победы в нашем городе. Коллеги по работе: заведующая, специалисты, воспитатели со своими детьми и воспитанниками детского сада участвовали в праздничном параде в центре города, в акции «Бессмертный полк», в знакомстве с военной техникой, в поздравлении ветеранов.
Патриотическое воспитание основывается на осмыслении исторических фактов своей Родины, на знаниях глубоких и сильных традиций служения и подвигов известных людей, в т. ч. и своих близких, которыми любой человек вдохновляется на личные труды. Так откройте ребенку окно в жизнь, научите видеть и использовать ее возможности, следовать примерам тех образов и идеалов, которые прижились сердцу! Эти примеры будут освящать его жизнь, наполнять смыслом, создавать возможность выбора из главного и помогут найти свое место в жизнь.
Мы часто приглашаем в гости казаков. Устраиваем с ними совместные праздники. Дети узнают о командной дружбе и сплоченности и это ещё одна из форм служения Родине. Атаман Мытищинского казачьего войска вручал воспитателям и специалистам почетные грамоты за вклад в дело привития любви к своему краю, гордости за все, что создано руками и разумом его жителей.
В заключении я хочу сказать. В жизни мы несём любовь под разными флагами. Это любовь - обладание, любовь - дружба, любовь - уважение, любовь к малой и большой Родине,