Приложение МААМ

Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)

нина симонова
Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Использование игр, пособий и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа).

2 слайд

Публикация «Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)» размещена в разделах

Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

3 слайд

Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте посредством использования игр и упражнений :

• Формирование звуковой культуры речи и фонематических процессов, т. е. ребенок учится владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных, уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Следующий компонент

• Систематизация, уточнение и применение полученных навыков по звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; производить анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове.

• Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемами-моделями.

Обучение детей работать со схемой слова, предложения.

4 слайд

Ведущая деятельность ребёнка – игра, а, следовательно, обучение у нас проходит в занимательной, игровой форме. Использование разнообразных игр и упражнений позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом и синтезом.

На слайде представлены упражнения и игры, которые я использую на занятиях по обучению грамоте и в индивидуальной работе.

Это,например

Дидактические игры для развития слухового внимания

1. «Назови первый (последний) звук»

2. «Где находится звук (в начале, в середине или в конце слова)»

3. «Волшебные звуки»

Взрослый договаривается с детьми, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а дети внимательно слушают и выполняют нужные действия.

4. д/и «Где спрятался звук?»

на развитие умения устанавливать место звука в слове.

Для игры У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова.

«Где наш дом?» на (развитие умения дифференцировать сходные звуки).

5. д/ и «Поможем кукле Кате» (на дифференциацию звуков по твердости-мягкости)

5 слайд

Также в моей работе с детьми хорошо зарекомендовало себя пособие

«Звуковой вагончик» (для определения места звука в слове)

Использование Моделей, отражающих звуковую структуру различных слов позволяет детям фиксировать результаты своей деятельности.

6 слайд

Для закрепления полученных знаний я использую

Схему для характеристики звука, которая здесь представлена.

Она показывает, что

Согласные встречают препятствие при произнесении (зубы, губы, небо)- ворота закрыты, могут быть твердыми и мягкими

Гласные произносятся без препятствий

и Символы гласных звуков (артикуляция).

7 слайд

Для правильного, чёткого произношения звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных, гласных) я использую артикуляционную гимнастику.

Это, например. упражнения Заборчик, Трубочка для развития подвижности губ. Иголочка, Лопаточка – для напряжения и расслабления мышц языка, вкусное варенье – для подвижности мышц языка. Надуем щеки и другие.

8 слайд

Следующий компонент при подготовке детей к обучению грамоте это

Формирование понятия слог.

Дети более активны и понятливы с введением игровых приёмов. Пользуясь мячом легко смоделировать слоговой состав слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол, это упражнение, сочетает речевое и предметное действие.

Произнесённое слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. Слог – естественная минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений.

Вместо мяча можно использовать приём «хлопки в ладоши»

Предлагаемая модель слоговой структуры слов всем знакома, на ее основе разработано много игр на развитие слогового анализа и синтеза слов

9 слайд

Например, игра на развитие слогового анализа слов

«Рассели друзей по домикам»

Дети сортируют картинки по количеству слогов и раскладывают в нужные домики.

10 слайд

В своей работе я использую также игры на развитие слогового анализа и синтеза слов

«Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык слогового синтеза, фонематический слух.

Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались. Нужно помочь им собраться в слова

• Играем и читаем

Игра рассчитана на детей, знающих звуки и буквы. Она направлена на закрепление навыков составления и чтения слов, состоящих из двух-трех слогов. Также можно проводить звуковой анализ слова и составление схемы слова.

11 слайд

Также дети очень любят работу с магнитной азбукой

12 слайд

Параллельно с введением понятий «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные» я проводила работу по ознакомлению детей с буквами. На этом этапе работы также важно использование разнообразных игр и приемов. Например, я использовала дидактические настольные игры лото Буквы, Азбука.

13 слайд

Стану отличником.

В комплект игры входят карточки и буквы. Карточка состоит из картинки, соответствующей буквы и слова. Буквы слов разного цвета: гласные- красного цвета, согласные – синие и зеленые.

В основу данной игры заложен принцип моделирования. От действия к запоминанию- так можно обозначить весь игровой процесс.

14 слайд

Игра «Прочитай по первым буквам»

15 слайд

«Речевое лото»

Определи первые буквы в словах и прочитай слово.

Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.

В результате получается «кэотэ», вместо «кот».

Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Я в своей методике обучения чтению в детском саду приучаю детей называнию букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….

Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

16 слайд

Кроме развития фонетических и фонематических навыков при подготовке детей к обучению грамоте, согласно задачам по развитию речи прописанных в общеобразовательной программе, я проводила работу по ознакомлению детей с термином "предложение", по формированию умения составлять предложения из одного, двух, трех слов, выделять предложение из речи, делить предложение на слова. В результате работы дети усвоили, что слова в нашей речи произносятся в определенной последовательности.

При работе над понятиями «слово», «предложение» я использовала модели структуры предложения, широко использовала различные дидактические игры, такие как:

«Живые слова» (на фото)

• Составь предложение (по картинке)

«Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

«Нужные знаки» (закреплять способы обозначения предложений)

«Размытое письмо» (Упражнять в составлении распространенных предложений).

«Придумай предложение» (на заданное слово)

«Объясните, почему…» Научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

17 слайд

Закрепление полученных навыков происходит в самостоятельной игровой деятельности детей и в индивидуальных занятиях.

Подготовка к обучению грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью воспринимает каждое занятие.

18 слайд

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Роль дидактических игр в подготовке к обучению грамоте» Играми мы обеспечиваем повышение мотивации детей к обучению грамоте путем использования наглядного дидактического материала. Играми мы обеспечиваем.

Использование графических диктантов при подготовке детей к школе На коррекционно-развивающих при подготовке детей к школе с успехом используются так называемые графические диктанты. Что такое графический.

Консультация для воспитателей «Использование компьютерных игр при подготовке детей к школе» В настоящее время информационные технологии широкоиспользуются в системе дошкольного образования с цельюсовершенствования управления дошкольной.

Конспект НОД по обучению грамоте «Полет на Луну»  (подготовительная группа) Конспект НОД - по обучению дошкольников грамоте Тема «Полет на Луну» (подготовительная к школе группа) Цель: формировать у детей познавательный.

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» (старшая группа) Цель — учить составлять предложение из двух слов, называть первое,.

Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению грамоте» «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» Консультация для воспитателей Подготовила: учитель-логопед Петрова.

НОД по подготовке детей 6–7 лет обучению грамоте «На Луну за Незнайкой» «На Луну за Незнайкой» Программное содержание: -в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные.

НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Помоги Петрушке» НОД по подготовке детей к обучению грамоте Форма: непрерывная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте Тема: Помоги.

Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн» Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись.

Развлечение для детей по обучению грамоте «Посвящение в следопыты». Подготовительная группа Задачи: 1. Расширить словарный запас (следопыт, талисман) 2. Правильно выбирать нужную букву 3. Обучать навыкам чтения 4. Подбирать к словам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)
Опубликовано: 21 октября 2018 в 11:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем нина симонова (УИ 275002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД