нина симонова
Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Использование игр, пособий и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа).
2 слайд
Публикация «Использование игр и упражнений при подготовке детей к обучению грамоте (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
Одной из задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
3 слайд
Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения грамоте посредством использования игр и упражнений :
• Формирование звуковой культуры речи и фонематических процессов, т. е. ребенок учится владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных, уметь слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
Следующий компонент
• Систематизация, уточнение и применение полученных навыков по звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; производить анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове.
• Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие. Формировать умение работать со схемами-моделями.
• Обучение детей работать со схемой слова, предложения.
4 слайд
Ведущая деятельность ребёнка – игра, а, следовательно, обучение у нас проходит в занимательной, игровой форме. Использование разнообразных игр и упражнений позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом и синтезом.
На слайде представлены упражнения и игры, которые я использую на занятиях по обучению грамоте и в индивидуальной работе.
Это,например
Дидактические игры для развития слухового внимания
1. «Назови первый (последний) звук»
2. «Где находится звук (в начале, в середине или в конце слова)»
3. «Волшебные звуки»
Взрослый договаривается с детьми, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а дети внимательно слушают и выполняют нужные действия.
4. д/и «Где спрятался звук?»
на развитие умения устанавливать место звука в слове.
Для игры У воспитателя набор предметных картинок.
У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова.
«Где наш дом?» на (развитие умения дифференцировать сходные звуки).
5. д/ и «Поможем кукле Кате» (на дифференциацию звуков по твердости-мягкости)
5 слайд
Также в моей работе с детьми хорошо зарекомендовало себя пособие
«Звуковой вагончик» (для определения места звука в слове)
Использование Моделей, отражающих звуковую структуру различных слов позволяет детям фиксировать результаты своей деятельности.
6 слайд
Для закрепления полученных знаний я использую
Схему для характеристики звука, которая здесь представлена.
Она показывает, что
Согласные встречают препятствие при произнесении (зубы, губы, небо)- ворота закрыты, могут быть твердыми и мягкими
Гласные произносятся без препятствий
и Символы гласных звуков (артикуляция).
7 слайд
Для правильного, чёткого произношения звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных, гласных) я использую артикуляционную гимнастику.
Это, например. упражнения Заборчик, Трубочка для развития подвижности губ. Иголочка, Лопаточка – для напряжения и расслабления мышц языка, вкусное варенье – для подвижности мышц языка. Надуем щеки и другие.
8 слайд
Следующий компонент при подготовке детей к обучению грамоте это
Формирование понятия слог.
Дети более активны и понятливы с введением игровых приёмов. Пользуясь мячом легко смоделировать слоговой состав слова. Деление слова на слоги производится под удары мяча об пол, это упражнение, сочетает речевое и предметное действие.
Произнесённое слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. Слог – естественная минимальная произносительная единица. Иначе говоря, членение слова на слоги (в отличие от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений.
Вместо мяча можно использовать приём «хлопки в ладоши»
Предлагаемая модель слоговой структуры слов всем знакома, на ее основе разработано много игр на развитие слогового анализа и синтеза слов
9 слайд
Например, игра на развитие слогового анализа слов
• «Рассели друзей по домикам»
Дети сортируют картинки по количеству слогов и раскладывают в нужные домики.
10 слайд
В своей работе я использую также игры на развитие слогового анализа и синтеза слов
• «Составь слово из слогов»
Цель: развивать навык слогового синтеза, фонематический слух.
Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались. Нужно помочь им собраться в слова
• Играем и читаем
Игра рассчитана на детей, знающих звуки и буквы. Она направлена на закрепление навыков составления и чтения слов, состоящих из двух-трех слогов. Также можно проводить звуковой анализ слова и составление схемы слова.
11 слайд
Также дети очень любят работу с магнитной азбукой
12 слайд
Параллельно с введением понятий «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные» я проводила работу по ознакомлению детей с буквами. На этом этапе работы также важно использование разнообразных игр и приемов. Например, я использовала дидактические настольные игры лото Буквы, Азбука.
13 слайд
Стану отличником.
В комплект игры входят карточки и буквы. Карточка состоит из картинки, соответствующей буквы и слова. Буквы слов разного цвета: гласные- красного цвета, согласные – синие и зеленые.
В основу данной игры заложен принцип моделирования. От действия к запоминанию- так можно обозначить весь игровой процесс.
14 слайд
Игра «Прочитай по первым буквам»
15 слайд
«Речевое лото»
Определи первые буквы в словах и прочитай слово.
Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.
В результате получается «кэотэ», вместо «кот».
Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
Я в своей методике обучения чтению в детском саду приучаю детей называнию букв по их звуковым обозначениям: п, б, к….
Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
16 слайд
Кроме развития фонетических и фонематических навыков при подготовке детей к обучению грамоте, согласно задачам по развитию речи прописанных в общеобразовательной программе, я проводила работу по ознакомлению детей с термином "предложение", по формированию умения составлять предложения из одного, двух, трех слов, выделять предложение из речи, делить предложение на слова. В результате работы дети усвоили, что слова в нашей речи произносятся в определенной последовательности.
При работе над понятиями «слово», «предложение» я использовала модели структуры предложения, широко использовала различные дидактические игры, такие как:
• «Живые слова» (на фото)
• Составь предложение (по картинке)
• «Сплетем венок из предложений» Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.
• «Нужные знаки» (закреплять способы обозначения предложений)
• «Размытое письмо» (Упражнять в составлении распространенных предложений).
• «Придумай предложение» (на заданное слово)
• «Объясните, почему…» Научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.
17 слайд
Закрепление полученных навыков происходит в самостоятельной игровой деятельности детей и в индивидуальных занятиях.
Подготовка к обучению грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью воспринимает каждое занятие.
18 слайд
Спасибо за внимание.