Эльвира Аминева
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
• Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность..
Цель
выявить, теоретически обосновать педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
• Изучить состояние проблемы в психолого- педагогической литературе
Публикация «Проект „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
• Проанализировать особенности связной речи детей дошкольного возраста
• Подобрать наиболее эффективные методы, приемы, средства, способствующие созданию мотивации к речевой деятельности у воспитанников
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества; • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка
речь имеет исключительное значение. От уровня развития устной речи во многом зависит успешность обучения в школе.
Изучив литературу по развитию речи, составила план по самообразованию. С 2016 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок Тема Содержание работы Практический выход
Сентябрь
2016 г. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь
2016 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем.
Пересказ рассказов
«Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова;
«Пушок» Г. Скребицкого. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
Активизация и обогащение словарного запаса детей. Консультация для родителей на тему:
«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».
Ноябрь-декабрь
2016 г. Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.
Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Январь
2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.
Февраль
2017 г. Работа с загадками. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
2017 г. Составление загадок. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Тематическое занятие «В мире загадок»
Апрель
2017 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.
Май
2017 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
Сентябрь 2017 г. Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Проведение тематического занятия.
Октябрь-ноябрь 2017 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Подготовка дидактического материала.
Январь
2018 г. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». Конкурс чтецов.
Февраль
2018 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Открытый просмотр для воспитателей РМО.
Март
2018 г. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. Показ сказки «Теремок (на новый лад)» детям младшей группы.
Апрель 2018 г. Обучение сочинению сказок Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Тематическое занятие «В мире сказок»
Май
2018 г. Открытый просмотр ООД для родителей на тему «Книга сказок». Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; ООД для родителей.
Сентябрь
2018 г. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Тематическое занятие «Здравствуй, осень!»
Октябрь-декабрь
2018 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими, влияющими на развитие речи детей.
Январь -февраль
2019 г. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
(О. С. Ушакова). Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Тематическое занятие «Зимние забавы»
Март-май
2019 г. Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Тематическое занятие «Скоро в школу"
. В своей работе по формированию речевой активности использую следующие формы:
• ООД: развитие речи, познание, ознакомление с художественной литературой, рисование, музыка;
• театральная деятельность;
• игровая деятельность;
• речетворчество;
• малые фольклорные формы.
В среднем дошкольном возрасте речь становится предметом активности детей. Чаще всего дети составляют смешанные тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения. В ООД и режимных моментах использовала следующие игры:
«Цепочка» (выделить признаки объекта) яблоко какое? ….
«Угадай кто (что) это?» (определить по описанию объекта)
«Что (кто) делает так же?» (выявить признаки, функции, части объекта).
«Сравни» (цыпленок такой же как) …. Солнце, одуванчик.
«Чей же это голос?» (звукоподражание)
«Про кого (что) я говорю?»
«Составление рассказов, сказок по картинкам»
«Составление загадок, сказок, рассказов по опорным словам, предложениям».
«Перепутаница» (хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети должны исправить ошибки).
«Меняем сюжет» знакомой сказки» (придумать новый сюжет или конец сказки).
«Сказочные слова» ( назвать волшебные заклинания: «по щучьему - велению»).
«Сочиняем свою сказку».
Театральная деятельность включает в себя следующие игровые упражнения:
1. Игры-имитации:
- передача отдельных действий: человека, животных, птиц.
- основных эмоций: улыбнись, загрусти.
- цепочка последовательных действий в сочетании с передачей эмоций.
-подражание, изображение знакомых сказочных героев: неуклюжий, косолапый медведь.
2. Игры-импровизации:
- под музыку изобразить веселый дождик, летящие по ветру листья, порхающих снежинок;
- импровизация по небольшому тексту стихотворения, сказки;
3. Постановка небольших этюдов, стихов, сказок.
Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Из опыта работы…
В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и рассуждение. Из опыта работы…
Речь развивается параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны друг с другом
Сюжетно-ролевые игры- это очень хороший повод пообщаться… Из опыта работы…
Дети с удовольствием принимают участие в играх- драматизациях по содержанию литературных произведений. Из опыта работы…
Дидактическая игра используется для решения всех задач развития речи
она обогащает словарь, закрепляет навыки разговорной речи Из опыта работы…
Работа с родителями…
В процессе обучения даем детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркиваю интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор – топором, лети – летит – летят, соотнесения вопроса с существующей грамматической формой (какой – голубой, какая – голубая, какое – голубое). Работая над пониманием предлогов, сначала направляю внимание детей на значение этих «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. Например, показываю разницу в звучании двух предложений: Положи карандаш стол. Положи карандаш на стол.
Использую такую игру «Где мяч?»- закрепление в речи детей. В конце 2016 – 2017 учебного года пришла к выводу, что необходимо формировать умение пользоваться краткой или развернутой формой высказывания; помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); Когда мы перешли в старшую группу, я поставила перед собой такие задачи: формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т. п. По развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте ставим следующие задачи: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
-Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник, с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).
- употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи
-Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков, развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
-Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
-Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.
-Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка)
-Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
-Развивать умение поддерживать беседу.
-Совершенствовать диалогическую форму речи.
-Развивать монологическую форму речи.
-Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
-Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем
правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
В старшей группе в игровой форме часто использовала упражнение на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме. Так, например это видно при проведении игры «Живые слова» - где ребенок в элементарной форме осознает словесный состав предложения и делает произвольный процесс его составления, т. е. ребенок понимает, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, вырабатывается осознанное отношение к речи, создает основу для усвоения грамоты. Так же использую прием, как составление коллективного письма (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложений, что является необходимой для развития связной речи.
Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов провожу следующие игры, как с мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр -, ….); «Наоборот» - закрепление употребление в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. (тема «Весна» - солнце – что делает? –светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Чья голова, чей хвост?» - расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.
Использую игры и упражнения для образования существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливание оттенков в значениях слов: игра «Назови ласково» - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Использую в своей работе по развитию грамматического строя речи игры: «Веселый счет» - закрепление в речи согласования существительных с числительными;
«Кто кем был?» - образование имен существительных творительного падежа;
«Чего ни стало?» - образование имен существительных родительного падежа ед. или мн. числа.
«Один – много» - закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных;
«Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода;
«Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
В группе создана предметно-развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Для родителей оформлены выставка литературы на тему: «Развиваем речь детей»; выставка развивающих речевых игр «Формируем речь»; папки-передвижки с консультациями: «Родителям о речи ребенка», «Почитай мне, мама», «Учим стихи», «Правильно говорит ли ваш ребенок?». Запланировано родительское собрание на тему: «Как помочь дошкольнику развивать фонематический слух» с присутствием учителя-логопеда. Налажена тесная взаимосвязь с логопедом в данном направлении.
На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году — элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности (в словоизменении); на седьмом году — элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.