Алборова Людмила
Проект «Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста»
Содержание:
1. Паспорт проекта.
2. Введение (актуальность темы, мотивация выбора)
3. Основная часть (работа по реализации – описание проекта)
4. Результаты деятельности
5. Конечный продукт
6. Выводы
7. Библиография
8. Приложение
Паспорт проекта
Темочки:
Название проекта : «Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Алборова Л. Р.
Тип проекта : исследовательский.
Сроки реализации проекта : учебный год
Проблема: у детей дошкольного возраста часто наблюдается значительное нарушение различных компонентов языковой системы, недостаточно сформированы психомоторные и речевые процессы.
Гипотеза: в развитии речевой и психической деятельности детей положительную роль играют речедвигательные упражнения.
Цель: стимулирование процесса речевой и психической деятельности детей посредством использования речедвигательных упражнений.
Конечный продукт: разработка мероприятий по речедвигательной деятельности.
Объект исследования: процесс речевого и психомоторного развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии,в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология. У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы. Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет речедвигательная ритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки. Речедвигательная ритмика представляет собой систему физиологически обусловленных двигательных движений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика. Речедвигательный тренинг является наиболее эмоциональным звеном логопедической деятельности, сочетающим исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия речедвигательной ритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики, психологические проблемы. РДР представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы РДР, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Речедвигательный тренинг представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Под влиянием регулярных логоритмически занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности. РДР полезна всем детям дошкольного возраста, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, стертую дизартрию, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Использование средств РДР в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач.
Задачи:
Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.
Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.
Коррекционные задачи : развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение.
В работе с детьми в речедвигательной ритмике выделяют два основных направления:
1. Развитие неречевых процессов : совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Принципы организации занятий
Принцип систематичности. Занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даё т устойчивый результат: в организме ребё нка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
Принцип наглядности. При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.
Принцип всестороннего воздействия. Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.
Принцип учёта симптоматики. Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.
Принцип этапности. Определяется логическая последовательность приобретения, закрепления и совершенствованиявсего комплекса знаний, умений и навыков. В его основу положен подход «От простого к сложному».
Методы и приёмы обучения :
1. Наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т. д.
3. Наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приё мы: объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей; пояснение движения; указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения; разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры; команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества; образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.); словесную инструкцию
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Структура и содержание занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 25 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т. д.
Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.
Основная часть занимает от 10 до 15 минут и включает в себя следующие виды деятельности: Ходьба и маршировка в различных направлениях; Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;Упражнения, регулирующие мышчный тонус; Упражнения, активизирующие внимание; Упражнения на развитие координации движения; Упражнения на координацию речи с движением; Упражнения, на координацию пения с движением; Речевые упражнения без музыкального сопровождения; Упражнения формирующие чувства ритма; Упражнения формирующие чувство музыкального темпа; Упражнения на развитие мелкой моторики; Ритмические упражнения; Упражнения для развития творческой инициативы. Чистоговорки; Игры (статические, малоподвижные, подвижные); Коммуникативные игры; Мимические этюды; Хороводы; Занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, которые развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
Артикуляционные упражнения. Они полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Дыхательная гимнастика. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На занятиях используются:
1. Упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
2. Выработка продолжительного речевого выдоха,
3. Тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
Развитие речевого выдоха;
Улучшение речевой памяти;
Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
Развитие координации, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ
Банк мероприятий:
Конспекты занятий по речедвигательной ритмике.
Консультации для воспитателей по использованию элементов речедвигательной ритмики в образовательной деятельности.
Консультации для родителей о значимости речедвигательных упражнений для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ Занятия речедвигательной ритмикой полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе стертую дизартрию, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д.
Регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Формируют у детей чувства ритма, внимания, координации, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Использованная литература:
1. Киселевская Н. А. «Использование логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми»- ТЦ СФЕРА-2004г.
2. Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду»; СПб, КАРО-2006г. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
3. Судакова Е. А. «Логопедические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» СПб. ; Детство-пресс, 2013г.
4. Нищева Н. В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционноразвивающей работы в детском саду» СПб. ; Детство-пресс, 2014г.
5. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» - Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва, 1997г. 6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. «Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи» / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005. – (Коррекционноая педагогика).
7. Волкова Г. А. «Логопедическая ритмика» М. : Просвещение, 1985 г.
8. Воронова Е. А. «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет» Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006 г.
9. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» – М. : ТЦ Сфера, 2005 г.
10. Макарова Н. Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.
11. Новиковская О. А. «Логоритмика» - СПб. : Корона принт., 2005 г.
12. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика» - Астрель, М. -2009 г.
13. Федорова Г. П. «Поиграем, потанцуем» - СПб. : Акцидент, 1997 г.
14. Буренина А. И. «Ритмическая пластика для дошкольников» - СПб. : 1994 г.