Таня Махмутова
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как метод осуществления преемственности
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста, как метод осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования.
Под преемственностью в образовании понимается непрерывный процесс развития, воспитания и обучения ребёнка.
Школа и ДОУ – два близких компонента в системе образования. Достижения вшкольном звене во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Темочки:
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста - одна из важнейших проблем современной педагогики. Реалии сегодняшнего дня требуют ориентации образования старших дошкольников на развитие познавательной активности личности как основы личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент «умение учиться», который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования.
Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для формирования социальной и познавательно-исследовательской деятельности.
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие. В своей работе мы поддерживаем и стимулируем любознательность и познавательную активность детей, побуждаем интерес к разным сферам действительности, удовлетворяем потребность в познании,развиваем творческие способности. Для обеспечения познавательного развития нами широко используется проектная деятельность.
Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС рассматривается как один из методов осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования, являясь необходимым элементом непрерывного образования на данных этапах образования.
Но несмотря на всё, в нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Наша задача, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием, дать возможность самостоятельно и в группе выполнять задания, сосредотачивать внимание продолжительное время.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала такая форма организации проекта, как квест-путешествие, которая вместо занятий предлагает развивающие ситуации. Целью, которого стало формирование познавательного интереса и позитивного отношения к окружающему миру дошкольников, средствами занимательной математики.
Реализация данного проекта началось с моделирования проблемно-игровой ситуации.
Дети получают электронное письмо от королевы страны Математики. Она приглашает к себе в гости ребят и чтобы они не заблудились, присылает карту. Но вот беда, развернув ее ребята, не обнаружили ни одного острова страны. Одновременно воспитанники получают письмо от Кляксы-Ошибки, в котором говориться о том, что она разделила карту на несколько частей и части спрятала на островах страны. Что бы получить свою карту назад им придется потрудиться.
Так, квест-путешествие в страну Математика предполагает выполнение игровых заданий ( на островах и реке страны математики: «город Геометрических фигур»;«Лес Загадок» «Город Веселых мастеров»,«Река Времени»,«Цифроград»).Методика проведения игровых ситуаций была продумана и подготовлена заранее, подготовлен необходимый материал для прохождения каждого игрового задания.
Одна из интриг сюжета, заключалась в развитии действия в разных местах ДОУ (групповая комната, лестничный пролет, музыкальный зал, прогулочный участок).
На каждом острове ребят встречает игровой персонаж, который разворачиваетсвоя сюжетная линию и направляет рассуждения детей в нужное русло, но ни в коем случае не подсказывает им. Все задания придумывались с учетом уже имеющихся знаний и умений ребят ( направленные на формирование представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Работа над проектом, позволила мне: Привлечение родителей к построению развивающей среды математического центра; в игровом и занимательном виде способствовала активации у детей познавательных и мыслительных процессов.
Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у ребят коммуникативные навыки и умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Развивать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, толерантность, опыт взаимодействия.
Таким образом, используя данную форму работы с детьми мы способствуем развитию интеллекта детей, развиваем познавательную и учебную мотивацию, творческие способности без которых невозможно представить процесс подготовки ребенка к школе. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в нашем детском саду при активном участии родителей мы реализовали исследовательский проект «Сколько весит воздух?». Создание и представление данного проекта дало возможность использовать индивидуализацию образования (учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка).
Данный проект был представлен воспитанницей нашего ДОУ Засухиной Варварой на городском фестивале творческих идей «Эврика» для обучающихся и воспитанников образовательных организаций г. о. Шуя. Так как рассказывать о проделанной работе и ее результатах необходимо было самой Варе перед многочисленной публикой, мы пришли к выводу, что сделать ей это будет легче в стихотворной форме. В результате совместной работы мы сочинили такое стихотворение-представление (смотри публикацию «Сколько весит воздух»
Реализация данного проекта и представление его на фестивале дало возможность ребенку не быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, а занять активную позицию. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой взрослыми. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество взрослого и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка,так необходимых для овладения учебной деятельностью.
Результатом плодотворной работы дошкольных учреждений должно быть развитие личностных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Наиболее полно сущность преемственности дошкольного и начального общего образования передает мудрое изречение В. А. Сухомлинского: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».