Ольга Невзорова
Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающий проект
«Арт – терапия, как метод оздоровления
детей дошкольного возраста»
Автор: О. В. Невзорова
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№16 «Колокольчик»» г. Мичуринска
г. Мичуринск 2017
Актуальность:
Сегодня перед всеми детскими образовательными учреждениями стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования.
Публикация «Здоровьесберегающий проект „Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? На наш взгляд, к категории эффективных методик допустимо отнести арт-терапию.
Тип проекта :
по методу : здоровьесберегающий;
по характеру контактов: открытый;
по продолжительности: долгосрочный (1 год).
Участники проекта : дети – педагоги – родители ДОУ
Условия реализации проекта : интерес детей к творчеству, участие родителей в реализации проекта, методические разработки.
Основополагающий вопрос: проводя специально организованные формы обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии в МБДОУ, сможем ли мы повысить уровень эмоционального комфорта дошкольников?
Проблемные вопросы:
Как создать игровую ситуацию для обеспечения эффективности работы по данной теме?
Как привлечь родителей и педагогов к участию в проекте?
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии.
Задачи:
для детей :
• формировать представление детей о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению;
• развивать у ребенка потребность в саморазвитии;
• повысить самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
• учить детей использовать социально;
приемлемый выход агрессивности и других негативных чувств через лепку, рисование, музыку.
для родителей:
• объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применении арт-терапии в повседневной жизни ребенка;
• привлечь к участию в мероприятиях направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;
• создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
для педагогов:
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их в уверенность в собственных педагогических возможностях.
Условия реализации:
• интерес детей к познавательной деятельности;
• дифференцированный подход;
• разработка интегрированных занятий, целенаправленных наблюдений экспериментальных лабораторий, опытных участков;
• заинтересованность родителей результатами проекта.
Арт - терапевтические техники:
• рисование;
• работа с пластическим материалом;
• работа с природным материалом;
• элементы песочной терапии;
• коллаж;
• элементы игровой терапии и сказкотерапии.
Этапы:
• подготовительный;
• методический;
• практический;
• аналитический (заключительный).
Подготовительный этап:
• выявление проблемы, формирование цели и задач проекта;
• ознакомление с методами и приемами арт-терапии;
• анкетирование-привлечение родителей и педагогов к участию в проекте;
• планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
• определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)
Методический этап :
• разработка проекта;
• составление папок передвижек и заданий;
• разработка НОД;
• составление консультаций для родителей и педагогов;
• выпуск буклетов и тематических газет о методах арт - терапии.
Практический этап:
Непосредственная реализация проекта :
• организация деятельности с детьми;
• организация совместных мероприятий с родителями и педагогами;
• мастер – класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми».
Аналитический (заключительный) этап:
• подведение итогов реализации проекта (анализ результатов деятельности по применению арт- терапии, выводы, рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей);
• анкетирование для родителей;
• планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;
Обеспечение:
• музыкальные диски со звуками природы;
• пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;
• подбор методической литературы;
• папки передвижки, стенгазеты, буклеты;
• учебные пособия: конспекты НОД, картотеки дидактических игр;
• пальчиковый театр, маски, костюмы.
Предполагаемые результаты:
для детей :
• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;
• занятия будут разнообразными по форме организации;
• будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровьесбережения;
• позитивная динамика в улучшении здоровья детей.
для родителей:
• родители будут вовлечены в единое
пространство творческой группы ДОУ «Художественно –эстетического развития», будут активно принимать участие в педсоветах, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
• примут участие в фольклорных, спортивных праздниках.
для педагогов:
• повысится компетентность педагогов;
• реализация основной цели проекта;
• ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относится к проблеме «человек – образ жизни – образование - здоровье»;
• когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.
Информационные ресурсы:
• Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб, 1999
• Хрестоматия. Арттерапия. СПб., 2001.
• Колошина Т. Ю. "Арт-терапия" Методические рекомендации
• Киселева М. В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми
• Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников / В. И. Волынкин. – Ростов н/ д: Радуга, 2007.
• Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет / Н. Ф. Губанова. – М. : Детство, 2007.
• Доронова, Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
• Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М. : Пресса, 2009. Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа. /составитель Челышева Т. В. / М. : Просвещение, 1993.
• Выходцева В. Н., Романова Н. А. Арт-терапия – исцеляющее творчество. //ресурсы сети Интернет
• Кабилова С. Ф. О роли учителя музыки в становлении творческой личности. //Музыка в школе. 2005, №3.
• Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. – С-Пб: Речь, 2002.
• Назарова Л. Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. – М. Сфера, 2008.
• Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
• Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн. : Игры, в которые играют люди. – СПб. : Лениздат, 2004
• Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.
• Зеньковский В. В. «Психология детства» – М., 2000
• Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб. : Златоуст, 2005.
• Киселева М. В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб. : Речь, 2008.
• Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
• Короткова Л. Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб. : Речь -2001.
• Лебедева Л. Д. "Практика арт-терапии : подходы, диагностика". СПб. : Речь, 2003.
• Мухина В. С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
• Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
• Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008.
• https://bankreferatov.ru/
• www.regam.tambow.ru
• www.1september.ru