Марина Гаврилова
Сказка как метод психологической коррекции
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.
Наверное, нет такого ребенка, который не любит сказки. Испокон веков люди
использовали психотерапевтическое воздействие сказки для передачи знаний о
жизни. Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное
нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Без сказки у
ребенка нет мечты, нет той волшебной страны, где сбываются желания.
Публикация «Сказка как метод психологической коррекции» размещена в разделах
Доступными для понимания словами в увлекательной форме сказка представляет
окружающую жизнь, людей и их поступки, их судьбы. За короткое время
показывает, к чему приводят те или иные поступки героя. Дает возможность
примерить на себя и испытать чужую судьбу, чужие радости и несчастья.
Сказкотерапия для дошкольников – это уникальная возможность пережить
жизненные ситуации без вреда для личной жизни и судьбы. Используя
зашифрованные в сказке опыты прошлых поколений, малыши проникают в мир
бессознательного, и на внутреннем уровне могут разглядеть свой собственный
мир переживаний и чувств.
Эта особенность ставит сказку в один ряд с самыми результативными способами
воспитательной и образовательной работы с дошкольниками.
В каких случаях необходима сказкотерапия для дошкольников?
«Лечение сказкой» уместно, когда у ребенка наблюдаются поведенческие и
эмоционально-личностные проблемы: тревожность, агрессивность, капризность,
страхи, неуверенность в себе и застенчивость. Сказкотерапия используется в
работе с малышами, имеющими патологии психофизиологических функций :
нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, и с детьми сзаболеваниями аутистического спектра. Работать с детьми этой категории могут
только педагоги, психологи и логопеды.
Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому и нормально
развивающемуся малышу. С помощью сказок родители могут корректировать
поведение не совсем послушного ребенка.
Когда стоит обратиться за помощью к сказкотерапии?
Тогда, когда родители не могут справиться самостоятельно с возникшими
проблемами у дошкольника. Тогда, когда привычные методы перепробованы, но
значимого результата они не принесли.
Сказкотерапия это не просто способ воспитания, а прежде всего методика
психологической коррекции. И если родители не имеют должного опыта и
образования в данной области, то лучше доверить эту работу специалисту –
сказкотерапевту.
Виды сказок, применяемых сказкотерапевтами :
1) Медитативные (используются для освобождения от психоэмоционального
напряжения). Как правило, в сюжете медиативных сказок отсутствуют
отрицательные герои и конфликты.
2) Дидактические, в форме учебной задачи. Используются для передачи новых
для детей знаний.
3) Художественные (народные). В них заключена мудрость народа. А простой,
доступный сюжет способствует нравственному воспитанию.
4) Психотерапевтические. Характерная особенность данных сказок – счастливый
конец. Дети рисуют к ним иллюстрации, ставят спектакли, изготавливают игрушки
по образам главных героев.
5) Психокоррекционные. Рассказываемые сказки мягко и ненавязчиво влияют на
поведение дошкольника. Мораль сказки не обсуждается, давая малышу
возможность подумать наедине с самим собой. Сказкотерапия для дошкольников организуется с учетом следующих правил:
• дозированность информации. Первое знакомство с новой сказкой
ограничивается простым прочтением и рассматриванием иллюстраций;
• сказка должна соответствовать возрасту, потребностям и возможностям
малыша;
• в дальнейшем чтобы сказка оказывала терапевтический эффект следует
проинсценировать, обыграть сюжет, проанализировать и сделать выводы
вместе с ребенком;
• в процессе сказкотерапии следует избегать нравоучений и строгого тона.
Передача знаний ребенку и правил поведения должна проходить
ненавязчиво, в дружественной обстановке;
• после прочтения и инсценирования сказки необходимо активизировать
дошкольника к анализу поступков и взаимоотношений героев, обсудить его
личное отношение к сказке.
Терапевтическая сила сказок
Интеллектуальное воспитание дошкольников характеризуется развитием
образного мышления. Сказка является для ребенка не просто фантазией, но
особой реальностью.
Сказкотерапия для дошкольников позволяет на эмоциональном и вербальном
уровне постигнуть, что такое «хорошо» и «плохо». Примерить роли и обидчика и
обиженного, слабого и сильного, равнодушного и заботливого. Примерить роль
родителя, чтобы взглянуть на свой поступок со стороны. А также позволяет
малышу другими глазами взглянуть на близких людей и окружающий мир.
Сказкотерапия помогает раскрыть душу ребенка, наладить с ним контакт,
упорядочить внутренний мир. Чтение и инсценировки помогают преодолеть
возникшие проблемы и корректировать поведение; либо просто воспитывают
ребенка, обогащая его знания. Сказка для ребенка является учебником
жизненных и духовных знаний.