Получи документы

Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста «Родительская эффективность»

Наталия Черкасова
Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста «Родительская эффективность»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Родительская эффективность»

Занятие 1: «Я – родитель»

Задачи занятия:

1. Формирование доверительных отношений.

2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.

Ход занятия

1. Приветствие. «Знакомство руками»

Публикация «Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста „Родительская эффективность“» размещена в разделах

Родители работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

2. Упражнение «Пантомима».

Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.

3. Работа в парах «Цели воспитания».

Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.

* Каковы цели вашего воспитания?

* Каким своего ребенка вы хотите видеть?

* Что значит быть хорошим родителем и как им быть?

4. Упражнение «Родитель-ребенок».

Договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка.

5. Упражнение «Слепой и поводырь».

Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.

Обсуждение упражнения:

* Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?

* В какой роли вам было комфортнее?

* Какие сложности вызвало данное упражнение?

6. Упражнение «Возрастная регрессия».

Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:

- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови.

- Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

- Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.

- Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

- Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.

Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.

7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».

В центре круга ставится два стула.

Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний…

На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).

Групповое обсуждение:

* Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?

* В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?

* Какие выводы вы сделали для самих себя?

8. Домашнее задание.

Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.

Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как часто хвалите и за что?

9. Рефлексия занятия.

Занятие 2: «Учимся требовать и контролировать».

Задачи занятия:

1. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.

2. Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.

Ход занятия

1. Разминка «Ассоциации».

Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет ассоциацию на это слово и т. д. пока круг не замкнется.

2. Упражнение «Разожми кулак».

Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.

3. Обсуждение домашнего задания.

Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу, что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?

Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок?

4. Информационный блок.

а) правила и требования, которым дети должны подчиняться;

б) значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции,

переживания, интересы и потребности ребенка;

в) главные принципы дисциплины:

Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

5. Работа в парах «Зоны контроля».

Определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:

* зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.

* зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

* зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.

* зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.

6. Упражнение «Родительские требования».

Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их?

7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

Ниже предлагаются высказывания матерей, направленные на ограничение или поощрение детской активности. Проанализируйте их содержание и эффективность.

* Мама смотрит, как дети играют. Наверное, она будет ругаться, если они что-то натворят (ожидание негативного исхода от детской активности).

* «Дети не испачкайтесь песком», «Аккуратно играйте, а то можно пораниться», «Играйте аккуратно, никуда не лазайте», «Дети, не балуйтесь, не бросайте песком друг в друга» (регламентация).

* Мама их отругает и в угол поставит (наказание).

* «Нельзя песок брать, он грязный» (запрет).

* «Дети! Молодцы, играйте дружно» (положительная оценка).

* Мама говорит: «Кидай мне мяч, а я кину тебе» (побуждение к совместной деятельности).

* «Зачем ты разбросала все кубики? Иди есть, а потом все убирать» (отрицательная оценка, регламентация).

* «Кубики не теряй, покупать больше не буду» (ожидание негативного исхода)

* «Собирай игрушки, хватит играть» (ограничение активности).

* Девочка раскидала игрушки и не хочет убирать. Мама говорит ей: «Убирай, или я твои игрушки выброшу в окно» (угроза наказания).

* «Доченька, помоги мне собрать игрушки, пожалуйста» (побуждение к совместной деятельности).

8. Упражнение «Испорченный телефон».

Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке.

Текст «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернётся к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И ещё, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

9. Домашнее задание.

Записать в дневнике, когда в течение недели вы испытывали счастливые минуты и с чем они были связаны?

10. Рефлексия.

Занятие 3: «Счастливая семья».

Задачи занятия:

1. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

2. Снятие чувства напряжения и тревоги.

Ход занятия

1. Упражнение «Ластик».

Ведущий прячет в помещении ластик (на видном месте). Участникам необходимо найти его и, не подавая вида, сообщить об этом ведущему на ухо, а затем сесть в круг.

2. Упражнение «Привет».

Участники встают лицом в круг. Водящий ходит за спинами других касается кого-нибудь. Затем он должен оббежать весь круг, а тот, кого коснулись, бежит в противоположном направлении. Когда они встретятся на противоположной стороне круга, им необходимо поздороваться, обратившись по имени (напр. «Привет, Ирина!»). Затем они стремятся добежать до свободного места. Тот, кто не успел, становится водящим.

3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».

Разделите лист бумаги на две части. В первой части составьте список положительных качеств ребенка. Во второй опишите те качества ребенка, которые вам не нравятся в нем. Сравните эти два списка.

Посмотрите на список нежелательных качеств ребенка, подумайте какие качества можно изменить, какие нельзя, какие зависят от вас, вашего отношения к ребенку, а какие нет.

Попытайтесь посмотреть на негативные качества по-другому, найдите в них что-нибудь положительное. Часто отвержение ребенка связано с тем, что самого родителя отвергали в детстве. Задача родителя принять, полюбить самого себя.

4. Упражнение «Я – ребенок»

Выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Каким вы видите себе – ребенка? Будьте ему таким родителем, какого вы сами хотели бы иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были. Приласкайте, побаюкайте ее.

5. Упражнение «Безоценочное восприятие».

Участники в парах по очереди описывают друг друга в течение 5 мин. Все характеристики должны носить безоценочный характер. Затем родителям необходимо переключить внимание на своего ребенка и постараться посмотреть на него совершенно новым взглядом.

6. Упражнение «Я забочусь …».

Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых чувствуете ответственность. Составьте свой

список.

7. Упражнение «Я-высказывание».

Прямо сейчас сформулируйте несколько я-мыслей. Закончите каждое из предложений тремя различными способами, просто для того, чтобы почувствовать вызываемые ими ощущения:

* Я чувствую себя…возбужденным (преисполненным надежды, озадаченным, голодным, раздосадованным).

* Я хочу (иметь больше хороших друзей, отдохнуть, уважительного отношения к себе).

* Я собираюсь… (пойти спать, поехать на отдых, заботиться о себе).

В ситуации общения с ребенком старайтесь ориентироваться на собственные ощущения.

8. Упражнение «Передай сигнал».

Участники с закрытыми глазами встают в круг, в затылок друг к другу и по очереди передают какое-либо движение. Оно должно вернуться к участнику и тогда следующий по очереди передает другое движение.

9. Арт-терапия «Мой ребенок».

Вспомните ваши ощущения, с которыми вы ожидали своего ребенка. Изобразите их красками. Каким вы видите вашего ребенка теперь? Не стремитесь передать в рисунке все проблемы, которые связываются в вашем сознании с ним. Родители приступают к рисованию. Затем родители комментируют свои работы.

10. Работа по подгруппам: «Права родителей и детей».

Родители делятся на подгруппы, одна из которых формулирует права ребенка, а другая – права родителя. Далее происходит взаимное предъявление этих прав друг другу и утверждение всего списка при взаимном согласии.

11. Рефлексия занятия. Прощание.

Публикации по теме:

Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста Актуальность исследования. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную.

Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста «Эффективность влияния экологического образования на развитие креативных способностей детей дошкольного возраста». Подготовили педагог-психолог.

Консультация для родителей «Развиваем память у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые родители! Развитие памяти у детей - это очень важная задача, которая стоит перед любящими родителями. Ведь чем лучше у ребенка.

Игровой коммуникативный тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Хорошее настроение» .

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.

Консультация для родителей «Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста» Скоро наши дети станут школьниками. Что принесёт им школьная жизнь? Будет им она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями?.

Квест-игра «Кладоискатели» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе совместной квест – игры с родителями. Задачи: 1. создать комфортный.

Сценарий мастер-класса для родителей детей старшего дошкольного возраста Тема: «Куборо-деревянный конструктор равных возможностей» Цель: создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей,.

Тренинг для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Колобок»Тренинг для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Колобок» ренинг для родителей и детей младшего возраста. Тема тренинга «Колобок». Участники: 4 родителя младшей группы, 4 ребёнка, ведущий-педагог-психолог.

Тренинг «Пойми меня» для детей старшего дошкольного возраста Тренинг «Пойми меня!» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: личностное развитие ребенка. Задачи: а) формировать позитивное отношение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста «Родительская эффективность»
Опубликовано: 17 августа 2018 в 23:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для родителей детей старшего дошкольного возраста «Родительская эффективность»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Черкасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД