Татьяна Беляева
Проектный метод как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений в системе дошкольного образования имеет место работа по проектной деятельности. Именно в проектной деятельности дети чувствуют себя как субъекты собственного образования, и, что важно для ДОУ, родители включаются в воспитательно-образовательный процесс как непосредственные заказчики и участники образования собственных детей. Данный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Публикация «Проектный метод как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого. В возрасте от 3.5-4 до 5 лет проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. К концу 5 года дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый развивающий уровень проектирования. Третий творческий этап развития проектной деятельности формируется к концу 6 года. Проектный метод включает в себя широкий арсенал средств развития дошкольника. Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы, выбора видов деятельности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания. Особое место в использовании проектного метода занимает работа по совместному планированию дел и действий, по стимулированию проговаривания детьми всех замыслов, действий, результатов и способов их оценивания. Интересно наблюдать, как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Дети имеют возможность реализовывать свои интересы и образовательные потребности во всех видах деятельности. Ежедневно предлагается на выбор детей деятельность в центрах искусств, науки, математики, сюжетно-ролевой игры, движения, книги, строительства и другое. Виды центров активности могут изменяться, в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогом образовательных задачах. Например, могут появиться другие центры: кулинарии, садоводства, рукоделия.
Все центры интегрированы по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, драматизации. Материалы в центрах активности дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в теме. То, что ребенок не захотел, не сумел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда. Специфика использования проектного метода заключается в том, что созданная в группах и детском саду развивающая среда служит в большей степени реализации самостоятельных замыслов ребенка, его развитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых с детьми. Чтобы помочь создать у детей внутренний стимул для работы и познания, надо выбирать тему проекта вместе с детьми, для достижения высокого качества действий и для приобретения действительно нужных им знаний. Например, в подготовительной группе был проект «Растительный мир Хакасии». Накануне выбора темы мы в свободном общении с детьми вели разговор о том, что они знают о родном крае, о его растительном мире, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы узнать. Дети называли известные им растения, новые растения предложили «посмотреть в энциклопедии», «спросить у взрослых», «посетить музей и библиотеку». В течение недели велась активная работа по реализации проекта. Использование проектного метода требует от педагога терпения, любви к детям, веры в его возможности на пути вхождения его в мир взрослых. Образовательное пространство должно формировать у человека главную потребность – потребность в саморазвитии.