Приложение МААМ

Проект развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку «Воспитание сказкой»

Попова Елена
Проект развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Ухтуйский детский сад «Тополёк»

Проект

развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку

«Воспитание сказкой»

Подготовила

педагог-психолог

МДОУ Ухтуйский

детский сад «Тополёк»

Попова Е. А.

Содержание

I. Пояснительная записка…. 3-5

II. Содержание проекта развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку…. 6-40

Публикация «Проект развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку „Воспитание сказкой“» размещена в разделах

III. Список литературы… 41

V. Приложения …. 42-47

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей работой в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Форма сказки привычна и близка дошкольникам. Морально-нравственные ценности они усваивают через сказку быстрее, чем через наставления взрослых. Произведения художественной литературы развивают у детей рефлексию, корректируют неадекватное поведение, создают предпосылки для продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, культурой, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.

Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима.

Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, речевые обороты сказок, песни, музыкально-поэтический язык. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители -И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой - видели в сказке отражение души русского народа.

Нормативно-правовые основы программа развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников «Воспитание сказкой»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013

• статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленности;

• приказ министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Постановление от 15 мая 2013г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13

• письмо Минобрнауки РФ от 14.03. 2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

• письмо Минобрнауки РФ от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольного образовательного учреждения к определенному виду»;

• постановление от 16 марта 2011 г. N 174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности»;

• письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

• приложение к приказу ГлавУОиПО от 25.06.04 №1163 «Положение об авторских педагогических разработках».https://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html - comments

Актуальность пректа определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Цель проекта : создание условий для развития эмоционально-волевой сферы старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи:

1. развитие знаний и представлений об окружающем мире;

2. обогащение словаря;

3. развитие наглядно-образного мышления;

4. развитие навыков общения;

5. формирование воображения и творчества.

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 20-40мин. На занятиях зачитываются отрывки из сказок и задаются наводящие вопросы, чтобы вовлечь в беседу ребенка. Между беседами проводятся игры на взаимодействие, игры-драматизации по произведениям или динамические паузы. Также разбавить обсуждение поможет продуктивный вид деятельности: лепка, рисование, коллаж; викторины и конкурсы по сюжету сказок. На занятии каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации. Отрицательная оценка детского мнения взрослым на занятиях не допускается. В конце каждого занятия педагог просит детей прочитать вместе с родителями сказку, которую вы будете обсуждать на следующей неделе. Проговорите данное задание и с родителями, когда они придут забирать ребенка из детского сада. Рекомендации по совместному чтению смогут помочь наладить детско-родительские отношения.

Перед началом реализации программы и после ее завершения проводится беседа с каждым ребенком отдельно. Также вы можете использовать «Метод экспресс-диагностики в детском саду» Павлова Н. Н., Руденко Л. Т. или попросить ребенка пройти тест «Рисунок человека». Наблюдайте за детьми во время занятий по программе и фиксируйте результаты наблюдений, чтобы корректировать подход к ребенку и дать рекомендации родителям.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Занятия помогут поддержать познавательный интерес у дошкольников, что будет способствовать дальнейшему развитию ребенка при подготовке к обучению в школе. У детей во время прохождения программы формируется стойкий интерес к слушанию, чтению, размышлению и обыгрыванию сказок. Во время бесед дети обогащают словарный запас и расширяют свои представления об окружающем мире. С помощью художественной литературы развивается когнитивная, эмоционально-волевая сферы и формируется произвольная регуляция поведения.

I. Знакомство

Рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово» (1 занятие)

Вводная часть

Ритуал входа в сказку

Включите аудиозапись с журчанием ручья. Дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру, в журчанье и «наполняются волшебной силой». Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления.

Педагог-психолог:

Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

Основная часть

Знакомство

Дети вместе с вами сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить.

Добрый день, Саша (улыбаются и кивают головой)

Добрый день, Маша (называют имена детей по кругу)

Добрый день, Лариса Ивановна (называют ваше имя)

Добрый день, солнце (все поднимают руки, а затем опускают)

Добрый день, небо (все поднимают руки, а затем опускают)

Добрый день всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают)

Упражнение «Узнай по голосу»

Дети встают в круг, выбирают ведущего. Ведущий встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Упражнение «Угадай, кого не стало»

Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, описать его.

Правила поведения в группе

Обсудите с детьми, как нужно вести себя на занятиях.

Помни о благодарности – говори «волшебные слова»

Помогай друзьям, делись с ними

Умей остановить друга, если он делает что – то нехорошее

Не срывай злость на других

Не ссорься по пустякам

Не смейся над ошибками других: ты можешь ошибиться сам

При споре договаривайся самостоятельно

Умеешь сам – помоги товарищу

Чтение и беседа по сказке Осеевой «Волшебное слово»

Прочитайте детям сказку и задайте вопросы.

Педагог-психолог:

Вам понравилась сказка? Почему? Почему мальчик со всеми ссорился? Какое «волшебное слово» помогло мальчику?

Динамическая пауза

Дыхательные упражнения «Надуваем воздушные шары»

Заключительная часть

Ритуал выхода из сказки

Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.

II. Уроки гуманизма

Сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» (4 занятия)

ЗАНЯТИЕ 1 «Биография Г. Х. Андерсена»

Вводная часть

Ритуал входа в сказку

За минуту до начала занятия включите музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки.

Педагог-психолог:

Ребята, сейчас мы с вами пойдем в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. Но войти в сказочную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь (шепотом) – пошли.

Основная часть

Напомните участникам правила поведения на занятиях.

Упражнение «Волшебный цветок»

Педагог-психолог:

В этой волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая мудрая фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руку. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваясь до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. Сейчас мы можем тихонечко подойти к Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали. Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превратимся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться, как тот герой, в которого вы превратились. Теперь давайте знакомиться.

«Сказочные существа» садятся на пол в кружок. Спросите их, кто они такие, что любит персонаж, какой у него характер, как он ходит.

Беседа о Г. Х. Андерсене

Возьмите в руки Волшебный цветок.

Педагог-психолог:

А мне этот цветок напомнил замечательную сказку по добрую, чуткую девочку Дюймовочку. Знаете такую девочку? Из какой сказки она к нам пришла? А кто нам рассказал о ней? Конечно, замечательный датский сказочник Ганс Христиан Андерсен

Покажите детям презентацию, в которой рассказывается о жизни и творчестве Г. Х. Андерсена. После просмотра задайте детям вопросы.

Педагог-психолог:

Почему Г. Х. Андерсена называют «королем человеческих душ»? Что больше всего запомнилось из биографии писателя? Какие сказки Андерсена вы читали? Какая сказка вам понравилась более всего?

Динамическая пауза

Дети становятся в круг.

Педагог-психолог:

Я буду называть названия сказок, и, если ее автором является Андерсен, вы хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете. Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Снежная королева, Кот в сапогах, Дюймовочка, Белоснежка и семь гномов, Гадкий утенок, Колобок, Соловей.

Заключительная часть

Ритуал выхода из сказки

Спросите ребят, что с ними произошло в Волшебной стране. Дети, передавая друг другу цветок, рассказывают о том, что им больше всего понравилось на занятии, какое у них было настроение…

Педагог-психолог:

Я не ошиблась в вас. После всех приключений вы стали сильнее, мудрее, добрее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к цветку, протяните нам ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!

Дети «превращаются» в самих себя. Волшебный цветок гаснет. Ребята потихоньку выходят из сказочной комнаты.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку «Воспитание сказкой»
Опубликовано: 2 января 2021 в 04:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект развития духовно-нравственных ценностей у дошкольников через сказку «Воспитание сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Елена (УИ 1288040) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД