таисия гумарова
Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы: Для успешного развития детей необходима сохранность всех органов чувств. Огромную роль в овладении ребенком знаний об окружающей действительности играет зрение. Сохранность зрения способствует успешной социализации детей дошкольного возраста в обществе.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками.
Изучение ребенком окружающей действительности (познавательная деятельность) осуществляется с помощью чувственного познания, которое опирается на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.
При частичном зрительном поражении наблюдается обеднённость зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.
Слабовидящие пользуются зрением, как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в детском саду для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
В последнее время появилось много занимательных математических развивающих игр, которые можно применять в совместной непосредственной коррекционно-образовательной деятельности. Наборы деталей игр представляют собой части разрезанных определенным образом геометрических фигур: квадрата – «Монгольская игра», «Танграм», круга – «Волшебный круг», овала –«Колумбово яйцо».
Цель проекта: Развивать зрительное восприятие детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством математических игр.
Задачи проекта:
• Уточнение зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета;
• Развитие зрительных функций (фиксация взора, локализация, прослеживание и другие);
• Развитие и совершенствование зрительно-двигательной координации в системе «глаз - рука»;
• Формирование познавательных процессов: зрительного внимания и памяти, аналитико-синтетической функции мышления и речи, воображения.
трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки, рисования, раскрашивания, штриховки деталей игр и составления из деталей новых геометрических фигур
Тип проекта: развивающий, обучающий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети разновозрастной группы с нарушением зрения, их родители и воспитатели группы.
Принципы: Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;
Комплексный подход к диагностическому обследованию уровня развития и коррекционной помощи детей с нарушением зрения;
Дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня сформированности зрительного восприятия и зрительно-моторной координации
- Непосредственная коррекционно-образовательная деятельность с этими играми строятся в соответствии с принципом последовательности предъявляемого материала для детей с нарушением зрения :
Создание офтальмо-гигиенических условий с учетом возможностей, способностей и потребностей детей с нарушением зрения.
Практическая значимость результатов проекта : Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если будет использовано совместное творческое взаимодействие с родителями. Это необходимо для развития детей и их познавательных способностей. Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетентность воспитателей, но и внесет значительные изменения в развивающую среду ДОУ, что будет способствовать повышению качества образовательного процесса.
Основные этапы проекта:
1 — вводный — определение цели, задач, продумывание содержания, построение плана реализации проекта. Приобретение и изготовление развивающих математических игр (сентябрь-октябрь);
2 – подготовительный - развитие зрительно-двигательного восприятия на основе усвоения, систематизации и преобразования детьми геометрических эталонов формы (использование в качестве трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки, рисования, раскрашивания, штриховки деталей игр и составления из деталей новых геометрических фигур (ноябрь).
3 – основной - закрепление навыков зрительного и осязательного восприятия элементов игр с последующим обучением детей зрительному анализу изображений предметов, выделению в них и в окружающей обстановке цвета, формы и величины. (ноябрь – декабрь)
4 - заключительный – обучение детей уже составлению фигур- силуэтов по разделенным и контурным образцам, совершенствуем зрительное восприятие и навык зрительного анализа формы плоскостных фигур и их частей, их пространственного расположения. Диагностика детей с нарушением зрения. (январь – август)
Литература: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под ред. Л. И. Плаксиной, М. 2003;
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Интернет ресурсы.