Татьяна Сапрыкина
Проект «Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с
использованием мнемотехники»
Тема проекта: закрепить умение детей использовать мнемотехнику при знакомстве со сказкой.
Тип проекта: Творческо-познавательный, краткосрочный, групповой.
Продолжительность проекта: 1 месяц (с 01.11.18 г. по 30.11.18 г.)
Публикация «Проект „Развитие связной речи дошкольников при ознакомлении со сказкой с использованием мнемотехники“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы «Солнышко», родители.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Актуальность проекта: По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора выделено создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Проблема:Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенное логическое мышление.
Цель проекта: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Учить пересказывать сказки с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.
- Упражнять в умении драматизировать и рассказывать знакомые сказки.
- Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие:
- Продолжать развивать зрительную память, связную речь, артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Продолжать работу по формированию интереса к русским народным и авторским сказкам.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
Принципы реализации задач:
- системность и последовательность,
- доступность,
- включение в деятельность (речевую, игровую, познавательную, поисковую и др. ,
- наглядность ;
- динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности,
- психологическая комфортность.
Задачи по работе с родителями:
1. Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества. 3. Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала.
4. Организация развивающей среды в группе. Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
2. Основной этап
Работа на данном этапе ведётся по плану реализации проекта (приложение № 1). Реализация проекта происходит через интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», через разные виды деятельности: познавательно- коммуникативную, продуктивную, игровую.
Используются следующие методы и формы организации деятельности детей: НОД, дидактические игры, беседы, дидактические и игровые упражнения, театрализованные игры, изготовление продуктов детского творчества.
Родители являются активными помощниками в работе над проектом (оказывают помощь в поиске дидактических материалов по теме проекта).
3. Заключительный этап
* Подведение итогов проекта.
*Отгадывание загадок по сказкам.
*Дидактическая игра «Наши сказки», Д/Игра «Волшебники», Игра «Зашифруем слова», Д/ Игра. «Что сначала, что потом», Д/Игра «Волшебные предметы», Игра «Копилка слов» (зарисовка с детьми новых мнемоквадратов, Игра «Кто потерялся?», Д/ Игра «Придумай сказку по коллажу», Игра «Сочиняем сказку».
* Вспомним сказку по коллажу.
* Рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблиц.
* Определение перспективы на будущее.
Итог проекта: НОД «Путешествие по сказкам»
Ожидаемые результаты:
• повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
• повысится: точность, связность и выразительность речи;
• повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
• Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.