Папки-передвижки

Проект «Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования»

Юлия Бененко
Проект «Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект «Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования».

Актуальность проекта.

В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагога поиска новых технологий обучения. У детей с общим недоразвитием речи отмечается несформированность связной речи : нарушения структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, в речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. У детей с ОНР существенно нарушен лексико-грамматический компонент речи : словарь детей беден, ошибки в словоизменении и словообразовании. И как итог - по результатам диагностики дети с ОНР имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи.

Публикация «Проект „Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования“» размещена в разделах

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации, а детям с нарушениями речи это сложно вдвойне. Поэтому в сфере образования процесс обучения должен стать более наглядным и динамичным. Одним из эффективных способов обучения является метод моделирования (реального, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности ребенка дошкольного возраста. Одним из методов наглядного моделирования является макетирование. Данный метод развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором, как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей. Для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно - нужна активная деятельность детей. Здесь на помощь может прийти наглядное моделирование – макет. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности предмета, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, макет – это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.

Метод макетирования.

К макету должны предъявляться следующие требования:

Макет – фиксированная конструкция, он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

Макет должен содержать игрушки и фигурки по лексической теме (животные, фигурки человека и т. д., маркеры пространства (деревья, строения, дорожные знаки и т. д., предметы, связанные с событиями (модели транспорта, кормушки для животных и т. д.).

Все предметы должны переставляться и меняться легко. Необходимо накапливать материал разнообразный по содержанию и в зависимости от особенностей детей.

Важно не забывать об эстетическом и гигиеническом аспекте оформления макета.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макеты могут иметь различную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

В процессе таких игр развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Игры с макетами способствуют развитию волевого усилия : дети обозначают в игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений данного макета, развивается способность к сюжетосложению. Тем самым развивается логическое мышление, память, внимание, воображение.

Метод использования макета положительно влияет на развитие интегративных качеств личности: эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, умение работать в коллективе и другие.

Макетирование способствует развитию речи детей : при работе с макетом дети описывают, сравнивают, повествуют об объекте сюжета, рассуждают, тем самым пополняют и активизируют свой словарный запас и развивают грамматический строй речи, идет закрепление и обобщение знаний по той или иной теме, происходит развитие монологической и диалогической речи. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует развитию выразительности речи.

Тесна связь макетирования и математики : в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер и т. д.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей : работа с разными по фактуре, качеству, форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами :

Это, прежде всего, чтение художественной литературы, которая создает в воображении детей разнообразные сюжеты с персонажами.

Персонажи, объекты макета могут быть сделаны в процессе продуктивной деятельности детей с воспитателем.

Презентация дополнительного материала для макета.

Совместное придумывание детьми рассказа или сказки, которые в дальнейшем послужат игровым сюжетом.

Придумывание нового сюжета, объединяя два – три макета, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Беседа после игры: выделить интересный сюжет, ролевое поведение детей.

Содержание проекта.

Вид проекта : познавательно-речевой.

Цель: Коррекция речевого развития детей средствами макетирования.

Задачи:

Развитие связной речи детей : активизация и расширение словаря, совершенствование грамматического строя речи, умение планировать связное высказывание.

Обобщение знаний и представлений по лексическим темам.

Формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром.

Активизация мелкой моторики рук.

Развитие интегративных качеств личности: коммуникативной инициативы, эмоциональной отзывчивости и активности, любознательности и др.

Участники проекта : учитель-логопед, дети, воспитатели, родители воспитанников.

Предполагаемые результаты проекта :

Повышение познавательной активности детей.

Овладение связной речью.

Заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта :

Макеты.

Наглядный материал (игрушки, фигурки животных и др.).

Маркеры пространства (деревья, дома и др.).

Дидактический материал.

Пути реализации проекта.

1. Предварительная работа.

Ознакомление с лексической темой, обогащение знаний об окружающем мире. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Беседы, просмотр видеоматериалов по теме. Наполнение материала для макета.

2. Ознакомление с макетом.

Расширение, активизация словаря по лексической теме. Формирование и развитие грамматического строя речи. Планирование связного высказывания (составление описательного рассказа, пересказа).

3. Сюжетная игра.

На основании имеющегося макета придумать и развить сюжет одному ребенку или с партнерами.

4. Режиссерская игра.

Придумывание на макете своего сюжета, используя готовые игровой материал и предметы-заместители.

Взаимодействие с родителями.

Работа по созданию макетов предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, что повышает эффективность коррекционного процесса от их непосредственного участия. Следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.

Итог проекта.

Защита проекта с использованием мультимедийной презентации.

Изготовление макета в семье.

Применение макетирования позволяет эффективно осуществлять логопедическую коррекцию развития детей с ОНР. Представленный проект может быть использован и в работе с детьми, не имеющими недостатков в речевом развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.

Публикации по теме:

Педсовет «Развитие речи детей средствами кукольного театра» «Развитие речи детей младшего возраста средствами кукольного театра». Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Управление образования АДМИНИСТРАЦИИ ВАЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Проект «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества» Одной из главнейших задач детского сада является формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего.

Развитие игровой деятельности средствами макетирования Самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного.

Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования» «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования». Консультация для родителей. (Провела воспитатель Федотова Т. Г) Дошкольное.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы .

Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком.

Развитие речи и мышления детей средствами мнемотехники В настоящее время к знаниям и умениям детей, идущих в первый класс, предъявляются высокие требования, что явилось следствием изменения структуры.

Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности Развитие речи и эмоциональное развитие детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности «Воспитав человека интеллектуально, не воспитав.

Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами пособия Ф. Фребеля Педагогу всегда хочется поделиться с коллегами чем-то хорошим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 14:57
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речи детей с ОНР средствами макетирования»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бененко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД