Папки-передвижки

Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»

Татьяна Федотова
Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования». Консультация для родителей. (Провела воспитатель Федотова Т. Г)

Публикация «Консультация для родителей „Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования“» размещена в разделах

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями - такими индивидуально - психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой – либо деятельности. Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует точность, определение восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов. Способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки. Познавательные способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Исследователи считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются: сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность детей педагог распознает по «внимательной тишине»). Ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в беседе. Положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности. Эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Согласно концепции ребенок в процессе своего развития присваивает опыт человечества, представленный в форме различных знаков, символов, моделей.

Выделяют два типа детской активности. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы ее достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы. Второй вид деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Эти два типа взаимосвязаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, потом становятся достоянием самого ребенка.

Основными условиями развития познавательной активности детей являются : включение в содержание дошкольного образования компонентов личностно-ориентированной направленности. Своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка. Создание проблемно-поисковых ситуаций. Постепенное усложнение содержания задач. Стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности и проявлению максимальной умственной активности и самостоятельности; создание развивающей среды, предоставляющей каждому ребенку широкий простор для самореализации. Оказание педагогической поддержки в процессе совместной деятельности; организация образовательного процесса на наглядно-образной основе. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

На протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности в целом увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый направленностью: у младших дошкольников преобладает интерес к обычным игрушкам, а интерес к игрушке с секретом и к книге очень низок; у старших детей (5-6 лет) интерес к игрушкам резко падает, а по отношению к экспериментальным игрушкам с секретами - возрастает. Особенно увеличивается интерес и активность детей к книге, процессу чтения ее взрослым, к беседе к ней.

Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способности только в процессе его деятельности. Макет - объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия (объемно-пространственной структуре, топологии и фактуре поверхностей, размерах и пропорциях и др., полностью или частично изготовленное из специальных материалов, доступное для обозрения и практического действия. Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в доступной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

Макетирование – процесс объемного проектирования изделий, их частей

и деталей, направленных на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета.

В работе с детьми дошкольного возраста обычно используются макеты естественно - научного содержания: вулкан, макеты природно-климатических зон, макеты Солнечной системы, архитектурные макеты (макет нашего города, макет нашей улицы, макеты различных зданий, макеты для режиссерских игр. Также макеты используются для закрепления знаний.

Использование макетов позволяет активизировать мыслительную деятельность детей, развивать их любознательность. С детьми старшего дошкольного возраста создание макета – увлекательное дело, участие в котором принимает каждый ребенок. Прежде, чем начать изготовление макета, проводим предварительную работу с детьми: рассматриваем иллюстрации, читаем познавательную литературу. С детьми старшего возраста мы создавали макеты природно-климатических зон «Африка», «Пустыня», «Животные Севера». Такие макеты знакомят детей с разнообразием природно-климатических зон Земли, с условиями обитания диких животных, с особенностями растительного мира Земли. Создание макета «Африка» превратилось в своеобразный проект. Каждый из детей выбирал себе животное, о котором ему хотелось бы узнать. Совместно с родителями дети искали информацию об этих животных, делали рисунки. Прежде, чем проводить заселение макета, дети представляли своего животного: делали короткое сообщение, рассказывали интересные факты о животных, показывали свои рисунки или поделки. В процессе совместной работы над макетом педагог имеет возможность побуждать познавательную активность, развивать познавательные интересы. Так, в ходе обсуждения фона для макета «Пустыня» спрашивала у детей : «Какой цвет будет преобладать в макете? Почему? Как можно проверить, что в пустыне преобладает желтый цвет?». Во время работы над макетом дети нередко задают самые разные вопросы, что свидетельствует об их интересе. Что такое северное сияние? Почему зебра полосатая? Как верблюд может идти много дней по пустыне без воды. Почему в Арктике и Антарктиде всегда холодно? Также работа над макетом побуждает детей делиться собственными впечатлениями и познаниями. Во время работы над макетами учим детей рассуждать, анализировать, делать выводы.

Макетирование способствует познавательному развитию детей. При изготовлении макета дети узнают о различных явлениях и объектах окружающей среды, сравнивают их, делают выводы. В процессе макетирования активизируется мыслительная деятельность, развивается речь детей. Макетирование позволяет трансформировать полученные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей через экспериментальную деятельность в природе» Одной из главных задач современной образовательной практики в рамках новых ФГОС ДО является формирование исследовательских способностей.

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания». Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания» Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в развитии познавательных и речевых способностей детей» Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать интерес к художественной.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей У Детей 3–4 ЛЕТ» Для полного представления об окружающем мире, его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов, их форме и цвете является.

Консультация для родителей «Развитие творческих и познавательных способностей у детей с ОВЗ использованием техники Эбру»Консультация для родителей «Развитие творческих и познавательных способностей у детей с ОВЗ использованием техники Эбру» В настоящее время использование разнообразных арттерапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и.

Консультация для родителей «Роль экспериментирования в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста» Мир глазами ребёнка удивителен и разнообразен и чтобы познать явления окружающего мира и удовлетворить свое любопытство, у детей возникает.

План по самообразованию в средней группе «Развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Подготовили воспитатели: Касьянова Г. В. Малинкина Т. В. Золотова Т. Н. ГБОУ Шкала № 2122.

Оздоровление и укрепление детского организма, развитие познавательных способностей детей в летний период План работы на лето 2019 Цель: Оздоровление и укрепление детского организма, развитие познавательных способностей детей в летний период.

Презентация «Развитие познавательных способностей у детей 3–4 лет» Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет Познавательные процессы Память Восприятие Мышление Внимание Воображение Познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»
Опубликовано: 20 сентября 2019 в 00:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие познавательных способностей детей в процессе макетирования»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Федотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД