Ольга Переяславцева
Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение связной речью в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, связной речи, тем свободнее ребёнок будет ими пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Развитие речи детей с ОНР средствами мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одна из актуальных проблем детей с общим недоразвитием речи - низкое качество связной речи. В зоне особого внимания находятся монологические способности, программирование высказываний, составление рассказов и пересказ.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков, нарушение слоговой структуры слов. Кроме того, большинство из них страдает нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления, что создает дополнительные затруднения в овладении связной речью.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей детей с общим недоразвитием речи постепенной активизации нарушенных функций. Мой опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи служат приёмы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусcтвенных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания, являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, установленные как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо известным. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких (лесных) животных используется ёлка, а для обозначения домашних – дом.
Традиционно работа по развитию связной речи детей ведё тся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
При знакомстве детей с мнемотаблицей особое внимание уделялось приёму, который служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти у детей, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клетке, развитию мелкой моторики, так как необходимо схематично изобразить его. На начальных этапах работы на доске, дети в тетрадях заполняют таблицу. Позднее дети самостоятельно могут придумать и составить таблицу. Это позволяет детям быстрее освоить технологию работы с мнемотаблицами. Когда это задание освоено можно предложить составить мнетотаблицу на одно из слов по лексической теме самостоятельно. Например на тему «Детский сад»
1 - три месяца осени
2 - осенью часто идут дожди
3 - бывает,что снег идёт осенью
4 - дуют ветры
5 - солнце мало греет
6 - люди надевают тёплую одежду
7 – опадают листья
8 - звери готовятся к зиме
9 – птицы улетают на юг
На логопедических занятиях дети учатся не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Каждый ребёнок заполняет свою собственную мнемотаблицу на листах, разделённых на несколько клеток, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ – описание о любом предмете. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также чем его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов.
При описании домашнего животного с детьми была составлена следующая мнемотаблица.
Похожие мнемотаблицы можно составить как о любом другом животном, а также при описании игрушек и других предметов.
Также на занятиях логопед использует готовые мнемотаблицы по разным лексическим темам, автора Ткаченко Т. А. [1]
На начальных этапах обучения пересказу (на примере сказки «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Теремок») использовались иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации были заменены условными символами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. При пересказе сказки детьми с опорой на символы на начальном этапе для упрощения работы с мнемотаблицей символы нумеровались по порядку, для того чтобы дети заранее знали о чём будет следующее предложение в их пересказе. Когда дети освоили работу с мнемотаблицей цифровые зарисовки были убраны.
.