МААМ-картинки

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Виктория Леонидовна Лобода
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Выполнили:

учитель-логопед Лобода В. Л.

Место работы:

МБОУ Ангеловская СОШ

д/с № 21

Пояснительная записка:

I. Актуальность

Публикация «Проект „Развитие речи через коммуникативные игры“» размещена в разделах

Актуальной проблемой в современном детском саду на сегодняшний день является развитие речи. Нужно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный возраст. Именно в старших группах детского сада ребенок начинает овладевать нормами устного литературного языка, учится использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом воспитатель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить детей при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Коммуникация - сложный, многоаспектный процесс. Ее назначение - осуществление и поддержание контактов между людьми и группами людей, а в конечном счете культурное творчество и социальная деятельность.

Коммуникативная игра – совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга. Основная цель коммуникативных игр состоит в организации неподготовленной коммуникации. Игра является диагностическим инструментом для учителя-логопеда, воспитателя, позволяющим определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала, и, стало быть, предпринять все меры по их ликвидации. В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности, так как они дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения. Коммуникативные игры обеспечивают разнообразие языковых тем, что обусловлено ситуацией общения, повседневной жизнью.

Актуальность темы проекта определена необходимостью личностного развития старшего дошкольника с ЗПР, через развитие речи в процессе использования коммуникативных игр. Используя игровой ресурс можно искусственно создать жизненную ситуацию, решить проблемы, возникающие в общении между детьми.

Цель:

ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры. Создать условия в МБОУ Ангеловская СОШ д/с № 21 для развития речи дошкольников через использование коммуникативных игр.

Задачи:

Образовательные: расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.

Развивающие : развивать речь детей как средство общения; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать связную речь, формировать лексико – грамматические категории, развивать эмоциональную сферу, отзывчивость к действиям людей в реальной жизни.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию, умение работать в коллективе.

Участники проекта :

дети старшего дошкольного возраста с ТНР (5-7лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Материал:

видео- и аудиотеки, картотеки игр и упражнений;

наглядный материал – презентации, иллюстрации, картинный материал;

технические средства – компьютер, мультимедийный проектор; зеркала.

Длительность: краткосрочный, 1 месяц, апрель 2023г.

II. Основная часть:

1 этап- Подготовительный.

– сбор информации;

создание группы единомышленников: родители, дети, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель;

– определение цели и задач;

– тематическое планирование;

– подбор методической литературы;

– подбор материала, соответствующего возрасту детей;

– подбор папок с демонстрационным материалом по теме проекта;

– разработка конспектов бесед, занятий, консультаций для педагогов и родителей;

– Создание развивающей среды в группе и музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе.

Модель взаимодействия с другими участниками проекта

1. Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы:

- формирование необходимых знаний, развитие речи путём накопления, обогащения, активизации словаря,

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения,

- закрепление навыков пользования активной речью.

2. Формы взаимодействия учителя - логопеда и дошкольника:

- коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, чтения,

- развитие умения активно пользоваться речью,

- формирование речевых навыков.

3. Формы взаимодействия учителя - логопеда и родителей:

- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами развития детской речи;

- привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей;

Методы и приемы работы

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Общепринятой является классификация методов по используемым средствам. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

– наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок);

– практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);

– словесные (беседы, рассказы, инсценировки).

2 этап – Практически - познавательный

1. Особенности коммуникативного развития детей с ТНР.

Дети, у которых имеются речевые нарушения, в большей степени нуждаются в развитии коммуникативных навыков. Любое нарушения речевой функции негативно отражается на коммуникативном процессе и процессе социально-психологической адаптации детей в обществе на любой ступени развития. Любое тяжелое нарушение речи сопровождается недоразвитием определенный психических функций, что негативно сказывается на формировании и развитии социально-коммуникативных навыков. У детей с ТНР часто встречаются лексические и фонетические нарушения. Дети испытывают значительные затруднения при формировании слоговой структуры слова. Вторичный дефект подобного нарушения речи служит поведенческий негативизм, влияющий на формирование личностно-эмоциональной сферы детей. Так как волевые процессы у детей с нарушением речи ослаблены, то возникают сложности в коммуникативных ситуациях, особенно когда возникает необходимость в развернутых выражениях своих мыслей. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют слабо развитые социально-коммуникативные навыки, поскольку они безынициативны, не уверены в собственных поступках и действиях. Детям сложно воспринимать речь говорящего, что приводит к неразвитым навыкам общения, снижению вербального мышления и обобщения.

2. Перечень методик коммуникативного развития

НАЗВАНИЕ ЗАДАЧИ РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Коммуникативные игры для логопедического самомассажа. Нормализовать мышечный тонус. Подготовка к артикуляции. Развитие коммуникативных навыков. Сокращение сроков коррекции звукопроизношения, формирования слоговой структуры, развитие речевого дыхания. Развитие коммуникативных навыков. Регулярное применение самомассажа улучшает артикуляцию, соответственно, облегчает понимание речи ребенка, повышает его самооценку.

Коммуникационные игры и игровые упражнения для развитие интонационной выразительности. Развитие эмоциональности и выразительности речи, мимики, движений.

Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности.

Развитие коммуникативных навыков. Ребенок владеет навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета.

Умеет передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Ребенок учится грамматически правильно строить предложения, легче идет на контакт с другими детьми и педагогами.

Нетрадиционные методы и приемы. Сокращение сроков коррекционной работы.

Развитие ВПФ.

Снятие напряжения.

Развитие коммуникативных навыков. Повышенный интерес к содержанию занятий.

Сокращение сроков коррекционной работы.

Стимуляция познавательной

активности. Применение нетрадиционных методов и приемов в логопедической работе позволяет более эффективно решать проблемы в общении.

3. Картотека коммуникативных игр для детей с 5-7 лет с ТНР.

1) Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится со свечой в кругу. Дети передают друг другу свечу, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

2) «Моё начало – твой конец

Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника. Оснащение: игрушки.

Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.

3) Найдите букву

Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

На полу разложены буквы. Даётся команда – найти букву и встать вокруг неё, взявшись за руки. Используем буквы, которые уже выучили. Водящим может быть ребенок.

4) Четвертый лишний

Цели: развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов.

Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Мак - бак - так - банан

Сом - ком - индюк - дом

Лимон - вагон - кот - бутон

Мак - бак - веник - рак

Совок - гном - венок - каток

Пятка - ватка - лимон - кадка

Ветка - диван - клетка - сетка

5) А я сегодня такой!

Цель игры : научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего.

6) Вопрос – ответ

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т. д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т. д.).

7) Робот

Цель: сплочение коллектива, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.

8) Удержи предмет

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

9) Покажи мне…

Цель: сплочение, развивать умение слышать других людей, учить пониманию, что мы все хоть и разные, но все же чем-то похожи.

Ведущий называет части тела, дети показывают. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся и становится ведущим.

10) Я хочу с тобой подружиться

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с.», а дальше показывает того, кого он нарисовал. Ели ребенок узнал себя на рисунке, то он становится ведущим.

11) Встаньте, все кто…

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

12) Сломанный телефон

Цель: сплочение, развивать умение слышать других людей.

Дети сидят на стульчиках, ведущий придумывает слово и говорит на ухо сидящему рядом игроку. И так задуманное слово передаётся до последнего игрока. Если последний игрок назвал загаданное слово правильно, то он становится водящим.

13) Угадай букву.

Цель: установить, что буквы бывают разные не только по звучанию, но и наощупь.

Дети подходят по одному, надевают маску на глаза и пытаются наощупь угадать какая гласная буква ему досталась.

14) «Робот» в гости к нам пришёл…

Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми и не только.

К детям в гости пришёл «робот», просит помочь найти и взять предмет на заданный звук.

4. Рекомендации для педагогов.

1. Научите ребенка высказывать свои мысли.

2. Не бойтесь «нетрадиционных уроков», попробуйте различные виды игр, групповой работы для освоения материала.

3. Составьте для дошкольника алгоритм пересказа текста, короткого рассказа.

4. Организовывая групповую работу, напомните детям о правилах ведения бесед, диалога. Приучите ребенка самого задавать вопросы по тексту, переспрашивать, уточнять.

5. Изучайте и учитывайте жизненный опыт дошкольников, их интересы, особенности развития.

Рекомендации для родителей.

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

5. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

6. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

7. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

8. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

9. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

10. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми.

11. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а) :", "Сколько раз я тебе говорила».

12. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей.

III этап- заключительный

3.1 Презентация по некоторым этапам (играм) проекта.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры»Консультация для родителей «Развитие дошкольника через дидактические игры» Консультация для родителей: «Развитие дошкольника через дидактические игры». Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка",.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчествоРазвитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество Развитие речи детей с ОВЗ через художественное творчество. Развитие речи детей с ОВЗ играет важнейшую роль в общем развитии личности. С.

Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка»Развитие речи дошкольников через использование пособия «Живая картинка» ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 17:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Леонидовна Лобода (УИ 3152829) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД