Наталия Обтягина
Проект «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарному взаимодействию в последнее время уделяется особое внимание. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – математическое, логическое, речевое, аналитическое.
Мозолистое тело (межполушарные связи) находятся между полушариями головного мозга в затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Межполушарное взаимодействие формируется в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, задерживается интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется, и оба полушария начинают работать без связи. Нарушения межполушарного взаимодействия могут возникнуть из-за стресса или болезни матери в период вынашивания ребенка, из-за родовой травмы, общего наркоза или болезни ребенка. Основной период развития у детей межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст.
Публикация «Проект „Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Для детей с нарушением межполушарного взаимодействия характерны - речевые нарушения, низкий уровень развития интеллектуальных функций, пространственных представлений, нарушается адекватное эмоциональное реагирование, обнаруживается незрелость изобразительно-графических навыков, слабость логического мышления, моторная неловкость, в дальнейшем возникают трудности обучения в школе.
Актуальная задача современности – разработка эффективных коррекционных методик для дошкольников.
Исходя из обозначенной проблемы, мною был разработан проект по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, разработаны методики по развитию межполушарного взаимодействия на основе апробированных практических материалов Центра детской нейропсихологии имени Лурия (Александр Романович). В основе методики - выполнение заданий одновременно двумя руками.
По мнению физиологов в результате происходит:
1. Одновременная активизация двух полушарий.
2. Восстанавливается связь и баланс активности между полушариями.
3. Улучшается мозговая активность, ускоряются психические процессы.
В исследованиях принимали участие дети средней и старшей группы с задержкой психического и речевого развития, а также дети с низким уровнем развития памяти, внимания, пространственного мышления по результатам диагностики.
По итогам коррекционно-развивающей работы по развитию межполушарного взаимодействия была проведена диагностика для проверки результативности разработанной программы.
Позитивная динамика отображена на слайде…в баллах.
У детей улучшилась память, внимание, пространственное представление, зрительное восприятие, мелкая моторика и графическая деятельность.
Положительные результаты реализации проекта позволяют говорить о дальнейших перспективах его развития в коррекционном сопровождении детей с задержкой психического и речевого развития, для улучшения психических функций, а так же для развития межполушарного взаимодействия.