Надежда Викторовна Шубина
Проект «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально. У нас все под рукой - пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
• Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду
Сроки и этапы реализации
Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап: изучение тематической методической литературы; диагностика детей; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
2. Планирование деятельности по мелкой моторике в режиме дня, содержание предметно-развивающей среды.
3. Непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
4. Завершающий: анализ результатов деятельности по применению мелкой моторики на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.
Мероприятие Сроки выполнения
Подготовительный этап
Изучение тематической методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр, разработка картотеки. Ноябрь
Мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников :
- консультации для родителей;
- анкетирование родителей. Декабрь
Планирование деятельности:
- составление перспективно-тематического плана;
- составление перспективного плана по работе с родителями. Январь
Пополнение предметно-развивающей среды :
Февраль
Основной этап
Непосредственная реализация проекта :
Занятия по темам, выставка работ детей. Март-Май
Завершающий этап
Анализ результатов деятельности Май
Тип проекта : долгосрочный
Возраст: 3 – 4 года.
Перечень основных мероприятий
• дидактическая игра
• ролевая игра
• физические упражнения
• коллективное творчество
• беседа
Исполнители проекта
дети, воспитатели, родители
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
• Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
• Овладение разными видами трудовой деятельности.
• Умение создавать художественный образ своего изделия.
• Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
• повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия Тема Основная используемая техника мелкой моторики
1 Бабочка Барельеф
2 Ягоды рябины Барельеф
3 Дерево Моделирование из веточек и пластилина
4 Дорожка из камешков Мозаика на пластилиновой основе
5 Бусы для куклы Моделирование из бусин
6 Красивый браслет Моделирование из бусин
7 Черепашка Моделирование из скорлупы грецкого ореха
8 Угощение Тестопластика с раскрашиванием
9 Подсолнух Мозаика на пластилиновой основе
10 Стручки гороха Мозаика на пластилиновой основе
11 Цыплёнок Аппликация из обрывков бумаги
12 Гусеница Аппликация из комочков бумаги
13 Ромашка Аппликация из семян тыквы
Тема Програмное содержание Материалы и оборудование Методы и приёмы
Бабочка Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Заготовки для поделок, образец, пластилин, досочки для лепки, маски – шапочки бабочек. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ.
Ягоды рябины Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. Заготовки для поделок, образец, пластилин, досочки для лепки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ.
Дерево Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. Белый картон, веточки пластилин. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ.
Дорожка из камешков Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина Картон, пластилин, мелкие камушки Объяснение.
Беседа.
Анализ работ.
Бусы для куклы Цель: учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Картинка, с изображением нитки с бусами, нить, бусинки, кукла. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Красивый браслет
Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. Картинка, с изображением нитки с бусами, нить, бусинки Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Черепашка
Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. Половинки скорлупы грецкого ореха, заготовки для поделок, клей, кисть для клея, салфетки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Угощение
Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. Солёное тесто, доски для лепки, салфетки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Подсолнух Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. Пластилин, доски для лепки, картон, семечки, салфетки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Стручки гороха Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. Пластилин, доски для лепки, картон, горох, салфетки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Цыплё нок Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. Бумага, салфетки, клей, кисть для клея, заготовки для поделок. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Гусеница Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Салфетки, клей, кисть для клея, заготовки для поделок. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
Ромашка Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции Заготовки для поделки, тыквенные семечки, клей, кисть для клея, салфетки. Объяснение.
Беседа.
Анализ работ
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами:
пальчиковые бассейны с различными наполнителями;
игры-шнуровки;
контейнеры с разнообразным материалом: трубочки для коктейля, бусины, прищепки, шнурки с узелками;
природный материал: камешки, ракушки, различные семена, плоды, листья;
мозаика;
мелкий конструктор;
разрезные картинки
пальчиковый, театр;
дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями;
изготовлены консультации для родителей.