Анна Даренина
Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Схема реализации проекта «Умные ручки» через разные виды деятельности
Развивающая среда
Подобрано оборудование для реализации поставленных задач, создан набор нетрадиционных материалов для развития мелкой моторики, мышечного тонуса, двигательных координаций, тактильных ощущений; исследовано, адаптировано инновационное оборудование, подобраны специальные методы и приёмы воздействия, отобраны наиболее эффективные методы и приёмы, разработаны игры с песком, сочетающие задания на автоматизацию поставленных звуков, обучение грамоте и развитие мелкой моторики; создана картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук „Умные ручки“, Часть 2» размещена в разделах
Работа с детьми
Пальчиковые игры : В течение года большой интерес вызывали у детей пальчиковые игры и упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, которые оказывали оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшали функцию рецепторов проводящих путей; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой, которые способствовали хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков; театрализованные («театр в руке») игры, развивающее общий тонус, внимание, память, воображение; показ при помощи рук различных изображений (очки, стул, зайчик, буквы и т. д.); обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфетки, газета, картон).
Скоординированное движения обеих рук: Ввыкладывание из крупы различных фигур, цифр, букв, узоров, выполнение аппликаций из природного материала, создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей (ниткопись, наматывание нитки на катушку, на клубок.
Мускулатура пальцев: Занятия пластилинографией, бисерографией, тестопластикой, лепкой, в играх с прищепками, в развязывании и завязывании бантов, узлов, в упражнениях с эспандерами.
Сенсомоторная координация : Развивали сенсомоторную координацию с помощью игр-шнуровок (усваивали понятия «слева - справа», «сверху – снизу», нанизывали бусины, бисер, сматывали клубки, застёгивали пуговицы, молнии, крючки, работали с проволокой, конструировали из палочек, спичек, плели крючком косички, перебирали чётки, закручивали гайки, пробки, запускали волчки различной величины. -
Тактильные ощущения: Тактильные ощущения развивали с помощью нахождения мелких предметов в емкостях с фасолью, горохом (сухой бассейн, играли в «Чудесный мешочек», определяли, что в мешочках (песок, крупа, соль, играли с тактильными дощечками.
Самомассаж: С помощью резинок различной упругости, штампов, брёвнышек, самомассажа пальцев рук с помощью шестигранного карандаша регулировали мышечный тонус пальцев рук.
Графические навыки: Обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в различных направлениях, графические диктанты и т. д.). Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают необходимые графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, у них развивается мыслительная деятельность, внимание, память, вырабатываются нужные для письма качества движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха, развивается зрительное восприятие.
Инновационные игровые пособия: Апробировались инновационные игровые пособия для развития и коррекции немецкой фирмы «Logo». Детям очень полюбились игры «Зоопарк из Тарамбуко», «Книга-лабиринт», «Магнитный лабиринт», «Забей шарик», «Сенсино», «Сырный ломтик». Пережить массу захватывающих впечатлений, ощутить радость творчества позволяли увлекательные игры «Рисуем на песке» (см. приложение). Дети с удовольствием играли в «Конструктор букв», «Пассадо», «Шнур-затейник», «Шнуры-грамотеи», «Геоконт». Особый интерес вызвали у детей планшетные игры «Нарисуй фигуру», «Пчёлки», «Пузыри».
Физкультминутки: В непосредственную образовательную деятельность включаю физкультминутки, сочетающие движение и речь. Текст составляю так, чтобы в одной физкультминутке содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительное влияет на слуховое восприятие. Использование физминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Использовали материалы Н. В Нищевой, Е. Ф Черенковой,Т. А Ткаченко
Работа с родителями
Основная задача работы с родителями: – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена консультативная папка для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома (. На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики : семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.
Формы работы с воспитателями
Совместное обследование детей, мастер-класс,семинары-практикумы(“Графический диктант-как способ подготовки руки к письму”,“Самомассаж и массаж пальцев рук, консультации для воспитателей“Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей”,. “Оригинальные пальчиковые игры”“Как развивать мелкую моторику рук на занятиях по продуктивной деятельности”, «Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных приемов»,открытые просмотры,совместное изготовление пособий,проведение интегрированных занятий,совместное планирование работы,взаимопосещение занятий.
В конце года в результате итоговой диагностики выявлено, что у детей движения пальцев стали более ловкими, скоординированными, дети в основном регулируют нажим карандаша, могут воспроизвести и удержать заданную позу пальцев рук. Амплитуда движений достаточная, не на достаточном уровне пока скорость и точность выполнения упражнений.
В подготовительной группе мы продолжили работать над развитием ручной умелости и сделали все необходимое, чтобы к моменту поступления детей в школу развитие мелкой моторики у них соответствовало возрасту, чтобы дети могли справиться со всеми нагрузками, которые их ожидают в процессе выполнения различных заданий, чтобы дети не испытывали затруднений при обучении.
Планирование пальчиковой гимнастики
по лексическим темам
Октябрь Осень. Признаки осени.
1. Дождь (стр. 128 Нищева)
2. Листья (стр2 Нищева, картотека игр)
Овощи. Огород.
3. Хозяйка (стр. 131 Нищева) Урожай (стр 36 Нищева)
Фрукты. Сад.
4. Яблоня (стр. 136 Нищева)
Лес. Грибы, ягоды
5. Боровик (стр18. Нищева, картотека игр)
Ноябрь Страна, где я живу
6. Котята. (стр71 Нищева, картотека игр)
Мой город, моя улица
7. Зарядка (стр088 Нищева, картотека игр)
Наша группа (стр179 Нищева)
Народные традиции
8. Закрепление
Домашние птицы
9. Петух (058, 056 Нищева, картотека игр)
Декабрь Зима. Зимующие птицы.
10. Снеговик (стр. 159 Нищева)
11. Снегири (стр. 60 Нищева, Снежинки.
Домашние и дикие животные зимой.
12. Буренушка (стр. 167 Нищева)
Праздник елки. Новый год
13. Елочка (стр. 64 Нищева)
Январь Зимние забавы
14Снежная баба (стр. 57 Нищева)
Одежда, обувь
15Помощники (стр. 143 Нищева)
Дом, мебель
16. Гном себе построил дом. (стр. Поворова)
Февраль Профессии. Трудовые действия
17. Слесарь (стр. 300 Нищева)
18. Лучше дела не найти (стр. 300 Нищева)
День защитника Отечества
19. Мы солдаты
Посуда
20Посуда (стр. 54 Нищева)
Март. Мамин праздник. Семья
21. Стихи к празднику
Моя семья
22. Мама, папа, брат и я – очень дружная семья.
Весна. Приметы весны.
23. Веснянка (стр. 85 Нищева)
24. Ласточка (стр. 97 Нищева)
Птицы
25. Гуси возвращаются (стр. 486 А. Матутис)
Апрель Транспорт
26. Наши уточки с тру (стр 67 Нищева)
27. Шла уточка бережочком (стр 67. Нищева)
Космос
28. Ракета (стр. 199 Нищева)
Профессии на транспорте, правила дорожного движения
29. Летчик (стр176 Нищева).
Весенние сельхоз работы
30. Подскажи словечко (248 Нищева)
Май День победы
31. Закрепление
Откуда хлеб пришел
32. Гусеница (стр. 213 Нищева)
Насекомые
33. Гусеница (стр. 213 Нищева)
Лето. Полевые цветы
34. Загадки (стр. 217 Нищева)
Речка. На лужайке (стр. 107 Нищева)
Учитель - логопед Даренина А. Ю. Нижний Новгород МБДОУ № 52 " Ладушки"