Анна Даренина
Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию мелкой моторики рук . Часть 1
Проект ««Умные ручки»
(развитие мелкой моторики рук)
Актуальность.
Проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.
Темочки:
Учитывая важность проблемы, мы сделали вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ТНР, приоритетной целью своей деятельности определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений.
Использовались такие задания:
• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатик».
• Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков).
• Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой).
• Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).
• Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп».
Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен). В результате был разработан проект «Умные ручки», основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.
Цель проекта :
- Создать условия для развития мелкой моторики;
-Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
Задачи проекта :
• выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
• модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
• внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
• развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
• совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
• развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
• сформировать элементарные специфические графические навыки;
• развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
• формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей, изучение научно-методической литературы по теме проекта).
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий, фотоотчет «Умные пальчики»)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Предполагаемый результат:
1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.
Продукт проекта :
Картотека пальчиковых игр
Консультации для родителей
Выставки детских работ «Делаем буквы своими руками»
Учитель - логопед
Даренина Анна Юрьевна
г. Нижний Новгород
МБДОУ №52 "Ладушки"