Анна Даренина
Проект по развитию мелкой моторики рук «Умные ручки». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию мелкой моторики рук . Часть 1
Проект ««Умные ручки»
(развитие мелкой моторики рук)
Актуальность.
Проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма.
Публикация «Проект по развитию мелкой моторики рук „Умные ручки“, Часть 1» размещена в разделах
Учитывая важность проблемы, мы сделали вывод, что руку ребёнка необходимо развивать, особенно учитывая то, что в основном к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Работая с детьми с ТНР, приоритетной целью своей деятельности определили развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.
В начале учебного года было проведено обследование мелкой моторики кисти рук каждого ребёнка, определяющее уровень развития этого качества, и выявление типологии нарушений.
Использовались такие задания:
• Кинестетический практикум «Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатик».
• Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, сминание комочков).
• Сила тонуса (сжатие рук взрослого одной, второй рукой).
• Координация движений (вдеваем нитку в иголку, упражнения «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»).
• Обследование щепоти (катание шарика, упражнение «Посолим суп».
Степень развития мелкой моторики определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.
Высокий уровень:
Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения. Дети правильно держат карандаш, хорошо владеют им, регулируют силу нажима. Предложенные графические задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно.
Средний уровень:
Мелкая моторика развита недостаточно. При выполнении графических упражнений отмечается слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим, прерывистость линий, нестабильность графических форм. Допускают ошибки, видят свои неточности, стараются их поправить, нуждаются в дополнительных указаниях взрослого.
Низкий уровень:
Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети не могут правильно держать карандаш тремя пальцами и управлять им. Задания не получаются, рука идёт «не туда», отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.
В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Дети не умеют воспроизвести из пальцев заданную позу, не могут её удержать, нарушен мышечный тонус (повышен или понижен). В результате был разработан проект «Умные ручки», основанный на результатах диагностического обследования, возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также специфики их речевого заключения.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка.
Цель проекта :
- Создать условия для развития мелкой моторики;
-Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.
Задачи проекта :
• выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
• модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;
• внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
• развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
• совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
• развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
• сформировать элементарные специфические графические навыки;
• развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
• формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап (включает в себя диагностику детей, изучение научно-методической литературы по теме проекта).
2. Планирование деятельности всех участников программы.
3. Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление пособий, проведение занятий, фотоотчет «Умные пальчики»)
4. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта :
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Предполагаемый результат:
1. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.
2. Развитие мелкой моторики, как способ, коррекции речи детей.
Продукт проекта :
Картотека пальчиковых игр
Консультации для родителей
Выставки детских работ «Делаем буквы своими руками»
Учитель - логопед
Даренина Анна Юрьевна
г. Нижний Новгород
МБДОУ №52 "Ладушки"