Алена Шаламова
Долгосрочный проект «Развитие общей и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Развитие общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Вид проекта : долгосрочный, игровой, творческий
Возраст : 3-5 лет
Срок реализации: сентябрь 2014-май 2017г.
Публикация «Долгосрочный проект „Развитие общей и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проблема : Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Диагностическое исследование по методике М. А. Панфиловой «Зайчик» показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
«Движения руки всегда тесно связано с речью
и способствует её развитию»
В. М. Бехтерев
Актуальность проекта :
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. По мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
Творческое мышление;
Культуру речевого действия;
Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
Культуру жестов и пластики движений;
Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
Культуру эмоций.
Остановимся на культуре жестов и пластике движений через развитие речи, пальчиковых играх и мелкой моторики руки у дошкольников. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
Тестирование показало низкий уровень общей и мелкой моторной ловкости, точности движений, выполняемых руками, низкий уровень самостоятельной речевой продукции, сопровождающей выполнение действий. В дошкольном возрасте наилучший эффект дают пальчиковые игры, так, как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику кисти и пальцев рук, является одним из основных направлений работы по воспитанию у ребенка здоровой речи и коммуникативной культуры. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для детей являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравиться игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого
Цель работы:
1. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
2. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребёнка через развитие мелкой моторики.
Задачи достижения поставленной цели:
Подготовить методический материал, картотеку пальчиковых игр.
Развивать умение выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением;
Формировать умение делать самомассаж кистей рук при помощи карандаша, шишек, массажных мячиков.
Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки, координацию движений;
Развивать навыки ручной умелости.
Развивать речь, активизировать словарный запас;
Способствовать развитию творческих способностей.
Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.
Категория участников:
Дети дошкольного возраста и их родители.
Возраст :
Дети 3-5 лет
Учреждение,представивший проект :
ГБОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс» корп. 2 «Почемучка»
Тип проекта :
Долгосрочный, игровой, творческий.
Гипотеза :
В процессе развития мелкой моторики рук, развиваем у детей речь, умственное развитие, внимание, логику, память, воображение.
Критерии отслеживания результативности:
формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.
организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
Формы деятельности, используемые в работе с детьми:
* Пальчиковые игры, физкультурные минутки;
* Художественное творчество:
использование нетрадиционных техник рисования (тычковый метод; рисование на манке, комканье и разглаживание бумаги;
* Самомассаж гранеными карандашами, мячиками с шипами, шишками;
* Развивающие дидактические игры;
* Театрализованные пальчиковые игры.
Работа воспитателя при подготовки к проекту :
Создание и разработка картотеки по пальчиковой гимнастики и физ минуток, развивающих игр, театрализованных игр., художественному творчеству, дидактические игры, конструкторы, логические кубы и т. д.
Подбор материала по самомассажу
Подбор консультаций для родителей по этой темам:«Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями», «развитие мелкой моторики рук».
Подбор учебно- методической литературы: В. Цвынтарный «Играем и развиваем речь»;
Е. Косинова «У солнышка в гостях (пальчиковые игры для самых маленьких.
Подбор памятки для родителей по теме: «Основные занятия с детьми.»
Картинки по самомасажу рук, пальчиковым гимнастикам, физ минуток и др.
Содержание работы Прогнозируемый результат Сроки выполнения
1. Мотивирующий или подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное). Выявление уровня развития мелкой моторики рук. Сентябрь
2. Планирующий. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми
Сентябрь-октябрь
3. Практический.
Проведение пальчиковых игр в различных видах деятельности Развитие мелкой моторики рук. Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр
В течение года
4. Результат проекта.
Проведение контрольного диагностического исследования Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.
Май
Этапы реализации проекта
Результат проведения проекта :
Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр, самомассажа и др.
Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры
Заключительный этап: Продолжать реализовывать проект, продолжать развивать моторику рук у детей в последующих группах. Что к школьным годам у детей в школьном возрасте не было спада в развитие мелкой моторики рук и речевого развития. Чтобы письмо, мышление, воображение развивались только в лучшую сторону.
Список используемой литературы:
А. Е. Белая, В. И. Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов. – М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. – 46с.
Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от трё х до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 2-е изд. ,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2003. – 96с.
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Н. Л. Стефанова Комплексные занятия с детьми 3- 7 лет: Формирование мелкой моторики, развитие речи/Н. Л. Стефанова. -Волгоград: Учитель, 2010.-261с.
Жукова О. Развитие руки : просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М. :ТЦ Сфера, 2006.-128с.
Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1., 2006.-с. 65-66.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
Азовцева Н. В., Родованская М. Е., Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.
Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.
Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М., 1995
Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики ж-л «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001
Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. – 1987. – №8. – с. 49 – 53.
Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М. : Просвещение, 1981.
Возрастная и педагогическая психология. / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчин, Н. Ф. Пронина и др; Под ред. М. В. Гамезо - М. : «Просвещение», 1994.
. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997 – 224 с.
Гимнастика для пальчиков / Е. М. Косинова – М. : Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с. : ИЛ. (завтра в школу