Александра Депутатова
Проект «Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией»
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками).
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики руки детей 3–4 лет посредствам занятий пластилинографией“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Проекты
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его. Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую метод пластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста.
Для того, чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
Пластилинография это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».
Рисование пластилином, увлекательное и полезное занятие. Увлекательное – так, как позволяет сделать картину из пластилина рельефной, а следовательно, более живой. А полезное – так, как дает детским пальчикам хорошую мышечную тренировку. Особенно, когда приходится размазывать пластилин по поверхности или отщипывать мелкие кусочки. На занятиях «пластилинографии», формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в будущей учебной деятельности дошкольников, а именно умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность. В то же время использование «пластилинографии» в работе с дошкольниками позволяет развить их творческое мышление, а значит, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Рисование пластилином - редко встречающийся вид живописи. Он способствует творческому развитию ребенка. Активное использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс. Техника пластилиновой живописи уникальна. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, ребенок учится планировать и доводить работу до конца. Пластилинография помогает подготовить руку ребенка к письму.
Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течении дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем приложат к любой области труда. В нашем учреждении с детьми младшего возроста проводится проект «Картина пластилином». Он предполагает интеграцию таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», а также разных видов деятельности: совместная и организованная образовательная деятельность.
Название проекта : «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»
Актуальность темы:
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на п• Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Тип проекта : творческий
Масштаб проекта : 9 месяцев.
Сроки реализации проекта : 1 сентября 2019- 31мая 2020г.
Участники проекта : дети второй младшей группы, педагог группы, родители.
Продукт проекта : миниатюры выполненные в нетрадиционной технике лепки – пластилинография.
Объект исследования:влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет.
Проблема: создание эмоционального отношения к окружающему миру. Профилактика и коррекция психоэмоционального состояния ребёнка.
Цель проекта : Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта :
Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
Учить работать на заданном пространстве.
Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
Развивать изобразительную деятельность детей.
Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Формы работы по проекту :
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Проведение с родителями беседы, консультации
4. просмотр видеороликов с детьми.
5. Целевые прогулки на территории детского сада.
Необходимые материалы:
• Магнитная доска.
• Готовые картины из пластилина.
• Зарисовки схем.
• Цветной пластилин;
• Раздаточный материал (шаблоны);
• Демонстрационный материал;
• Стеки
• Стратегия достижения поставленных целей:
Первый этап: подготовительный.
1. Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
3. Обогатить развивающую среду в группе, составить картотеку игр.
4. 4Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно
5. Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
Второй этап: основной.
1. Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.
2. Образовательная деятельность с детьми.
3. Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами; научиться работать на ограниченном пространстве.
4. Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т. д.) для придания большей выразительности работам; освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Третий этап: заключительный.
Анализ проделанной работы проекта «Картина пластилином»
Четвертый этап: презентационный
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Содержание проекта :
Познавательное и речевое развитие.
Беседы:
«Что мы знаем о пластилине?»
«Волшебный пластилин»
«Из чего делают пластилин?»
«Из чего можно лепить?»
Рассматривание фотографий, иллюстраций, журналов, с изображениями картин из пластилина.
Экспериментальная деятельность:
«Замена пластилина глиной»
«Замена пластилина соленым тестом»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Попробовать изготовить пластилин своими руками.
Социально-коммуникативное развитие :
Дидактические игры:
«Волшебные шарики»
«Отпечатки»
«Пластилиновые буквы»
«Геометрические фигуры из пластилина»
«Конфеты для кукол»
«Раскрась картину»
«Чьи следы»
«Вкусное яблоко»
«Украсим пирог»
«Елочка»
Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин» учить детей лепить овощи и фрукты.
Постановка сказки «Репка» из пластилина
Просмотр презентации «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»
Художественно – эстетическое развитие :
Лепка «Божья коровка»;
Коллективная работа картина пластилином «На полянке».
Физическое развитие :
Подвижные игры: «Пластилиновый слоненок», «Пластилиновая ворона»,«Летает не летает»
Работа с родителями:
Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой.
Консультации для родителей:
«Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией»
«Игры и упражнения с пластилином,способствующие развитию мелкой моторики руки».
«Что вы знаете о пластилине?»
Ожидаемый результат:
обретение опыта совместной деятельности в использовании метода пластилинографии;
овладение навыками и умениями и применение их в практической деятельности.
создание собственных картин методом пластилинографии.
у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Способы реализации проекта
Срок Тема Содержание работы Практический
выход Отметка о выполнении
Сентябрь- октябрь
2019 г. Знакомство детей с пластилинографией, рассматривание книг, иллюстраций, репродукций картин из пластилина, а так же готовых изделий.
Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства пластилина, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка или поделки. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать практические навыки работы с различными инструментами. Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.
Беседы:
«Что мы знаем о пластилине?»
«Волшебный пластилин»
«Из чего делают пластилин?»
«Из чего можно лепить?»
Ноябрь
декабрь
2019 Изготовление поделок к Новому году «Новогодний калейдоскоп» Продолжить знакомить детей с техникой пластилинографии, беседа о свойствах пластилина, о приемах его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, о плотном соединении частей путем примазывания одной части изделия к другой. Рассматривание наглядного материала. Консультация для родителей «С пальчиками играем, стихи повторяем». Выставка детских работ в группе.
Январь февраль 2020 г. Разработка картотек дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.
Совершенствовать навыки дидактических игр «Отпечатки»
«Пластилиновые буквы»
«Геометрические фигуры из пластилина»
«Конфеты для кукол»
«Раскрась картину» Игры-задания «Угадай-ка», «Что общего». Просмотр видео роликов «Развитие мелкой моторики руки посредствам занятий пластилинографией. Познакомить родителей с играми и упражнениями для развития мелкой моторики рук через пластилинографию.
Март апрель 2020 г. Подготовить презентацию «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет посредствам занятий пластилинографией» Подбор материала по данной теме и его изучение. Показ презентации «Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет по средствам занятий пластилинографией»
Май
2020 г. Изготовление картины из пластилина «Цветочная поляна»
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, интерес к процессу и результатам работы. Воспитывать навыки аккуратной работы, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развитие фантазии, творчества, самостоятельности.
Выставка работ в группе.