Ирина Березина
Гендерное воспитание через театрально-игровую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№ Малыши
В наше время стали производить кукол мальчиков и девочек и когда у нас в группе появились пупсы дети спросили: «А это кто мальчик или девочка?» Вот посмотрите у меня два пупса, в какой руке мальчик, а в какой девочка? А как вы догадались? По ленточке, принято завязывать малышей голубой и розовой ленточкой. А кто знает откуда такая традиция?. Может быть кто-то знает с какого года?Да действительно, 1797 году, Павел I, принял закон: все новорожденные члены императорской фамилии после рождения становятся кавалерами орденов. Мальчики становятся кавалерами ордена Святого Апостола Андрея, а девчушки – Святой Великомученицы Екатерины. А к вот этим-то орденам и прилагались муаровые ленты соответствующих цветов. К ордену Святого Апостола Андрея прилагалась лента голубого цвета, а к ордену Святой Великомученицы Екатерины – розового. Именно с этого времени и пошла такая традиция.
Публикация «Гендерное воспитание через театрально-игровую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
И вот наблюдая за детьми, беседуя с ними я стала собирать материал, чем же ещё отличаются мальчики от девочек. (о чём мечтают, кем хотят стать, во что любят играть).
Слайд№ Среда
На основании полученного подготовила картотеку дидактических игр по гендерному воспитанию; аудио, видео записей с мультфильмами и фильмами интересными мальчикам и девочкам, совместно с родителями создала в группе мини-музей «Любимые игрушки мальчиков и девочек», «Такие разные по-своему прекрасные», подготовила консультации и рекомендации для родителей.
Как вы считаете, что является важнейшей видом деятельности ребёнка дошкольного возраста? Да- игра. Так как в игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются оответствующие навыки.
Слайд№ метод. литра
Изучение различной литературы и опыт работы показали. Что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей могут оказать театрализованные игры. Какие задачи мы решаем используя театрализованные игры, в чем их ценность?
Слайд№ Педагогическая Ценность Театрализованных игр дошкольников :
-В театрализованной игре закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей, объясняют особенности их исполнения, воспитывают положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования, происходит усвоение детьми гендерного поведения, формирование привлекательности гендерной роли.
Слайд№
подбираю театрализованные игры
-с учётом гендерных и индивидуальных особенностей;
- они должны быть содержательные и разнообразные;
-должны формировать активность, самостоятельность, инициативность;
- обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих сил и возможностей;
Слайд№ Разновидностями театральных игр являются :
Разновидностей театрализованных игр очень много, но я в своей работе использую основные 3, которые на мой взгляд более полно могут способствовать развитию
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Спектакль-игра.
Слайд№ I. Игры с элементами театрализации.
Рассмотрим каждый вид. Первое это Игры с элементами театрализации они включают в себя : речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; этюды на выразительность жестов; игры на развитие внимания и памяти; ролевые игры.
Подробнее остановимся на каждом элементе
Слайд№ Речевые упражнения
1. Речевые упражнения
Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов.
Например с девочками играем в речевую игру «У бабушки Наташи»,где девочки примеряют на себя роль бабушки, а мальчиками больше нравится игра «Аты-баты»
Так-же используем «Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
С вами я хочу поиграть в словесную игру «Дополни имя» вам нужно будет подобрать прилагательное. У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь, эмоционально продолжите, с интонацией передайте характер персонажа.
Слайд№ Дополни имя
Слайд № «Озорной щенок».
Так же речевые игры включают с себя (как подготовительный этап) артикуляционную гимнастику и я подготовила дидактическое пособие «озорной щенк» Давайте вместе повторим за ним. (Часики «тик-так»)
Следующий вид игр это
Слайд№ Этюды на выражение основных эмоций
2. Этюды на выражение основных эмоций
Детям предлагается небольшой этюд (приехали гости, испачкались на улице, опоздали на автобус)) и просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т. д. Так-же предлагаю изобразить эмоции мальчикам -солдат, девочкам – мальвин т. е одни эмоции и как по разному изображают д. и м.
А сейчас я хочу посмотреть на сколько вы эмоциональны, все вы знаете Перчатки «английскую народную песенку в переводе С. Маршака)у вас есть карточки, можно их использовать.
Слайд№Перчатки «английскую народную песенку в переводе С. Маршака)
Слайд№ этюды на выразительность жестов
Прогулка к морю
Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками. Дети то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль.
Покажи, а мы отгадаем. показать жесты по которым можно догадаться о каком персонаже идет речь можно на первом этапе использовать карточки.
Слайд№ Игры на развитие внимания и памяти
5. Игры на развитие внимания и памяти
Эти игры могут быть дидактические и подвижные. В них дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
«повторяй за мной»дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание. Я вам предлагаю поиграть (дидактическая игра на развитие памяти).
Слайд№ найди пару
Посмотрите, пожалуйста внимательно на слайд, запомните как расположены картинки обратите внимание картики парные т. е. персонажи мальчики и девочки и сейчас нужно будет раскрыть парные. Открывать будем по принципу умные шахматы.
Слайд№ Ролевые игры
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций, необходимые аксессуары. В процессе подготовки могут участвовать родители.
Второй вид театрализованной деятельности который я использую по гендерному воспитанию дошкольников это - Занятие-игра
Слайд№ Занятие-игра.
На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи с учётом гендерных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Слайд№вернём героев в сказку.
На одном из занятий мы отправились на ковре самолёте в сказочную страну, выручать героев сказки, выполняя задания мы получали ключи которыми открыли заколдованную дверь и освободили сказочных персонажей которые отблагодарив показали нам сказку.
Слайд№ТРИЗ
На занятиях использую технологию триз котора позволяет схематично разобрать сказку,к. б. разложить на ингридиенты из которых состоит салат,т. е. сказка, рассматривая персонажи мы отмечаем, что золушка-добрая, заботливая, беззащитная, а мачеха – злая, жестокая., имеется второстепенный персонаж который способствует развитию сюжета, буратино-весёлый, задорный, непосед, а к. б. жестокий, жадный.
И третий вид театрализованных игр Спектакль-игра.
Она требует длительной и тщательной подготовки: подбирается или самостоятельно пишется специальная инсценировка с учётом гендерных возрастных индивидуальных особенностей детей. Распределяются роли, в игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы.
Важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между детьми и в постановке игры-спектакля «Мишутка-пожарный», в процессе которой дети могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.
«Видео»
Слайд№среда
Всё это закрепляется в развивющей среде, которая создана с учётом гендрной специфики, для девочек, для мальчиков. Так-же создан театральный уголок с театр.
Слайд№
Весь материал подбирался с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В результате этой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать.
Слайд№ дети
Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А всем пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло нашим детям стать в жизни настоящими людьми.