Елена Гизатуллина
Проект «Расти здоровым, малыш!» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Рябинка»
г. Южноуральска
«Расти здоровым, малыш»
(I младшая группа №2)
Подготовила воспитатель:
Гизатуллина Е. В.
2018 г.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
Публикация «Проект „Расти здоровым, малыш!“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
(Сухомлинский В. А.)
Продолжительность проекта : с 01.09.2018 г. – 28.12.2018 г. (короткосрочный).
Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский, познавательно-игровой.
Участники проекта : педагоги детского сада, дети, родители.
Возраст участников : I младшая группа (2-3 года)
Актуальность проекта :
Здоровьесбережение ребёнка – основная задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первого уровня – дошкольного, а охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов к воспитательно-оздоровительной работе. Уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребёнка, с целью создания вокруг него потребности и привычки здорового образа жизни; создавать воспитательное условие для детей, которое стало бы возможностью выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания здорового образа жизни ребёнка.
Цель проекта : начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
Для детей:
1. Укреплять и охранять здоровье детей.
2. Формировать представления о чистоте и здоровом образе жизни.
3. Сформировать навыки здорового образа жизни.
4. Формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
5. Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.
6. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
7. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребёнка через информационные папки-передвижки, памятки.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни.
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга.
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Риски: непостоянный состав детей, связанный с периодом адаптации; слабая заинтересованность детей, связанная с индивидуальными особенностями возраста и характера.
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Физкультурно-оздоровительные
2. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка.
3. Валеологического просвещения.
4. Технология обучения ЗОЖ.
Формирование представлений о здоровом образе жизни включает следующие разделы:
Режим дня
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Питание
Закаливания
Организация двигательного режима
Воспитание положительных эмоций
Работа с родителями
Ожидаемый результат:
Для детей:
1. Расширение и обогащение опыта детей в плане поддержания чистоты – личной и в окружающей среде (внешний вид, стульчик с одеждой, игрушки в группе, прогулочная территория).
2. Привиты простейшие навыки самообслуживания.
3. Сохранение и укрепление здоровья через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей:
1. Значительное повышение компетенции родителей о здоровом образе жизни.
2. Использование полученной информации во время проведения проекта, в домашних условиях для сохранения здоровья детей.
Этапы работы:
I ЭТАП. Подготовительный – (сентябрь - октябрь 2018 г.)
Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллективаи родителей по оздоровлению детей.
Реализация:
Сбор информации (определение темы, целей и задач, выявление проблемы, содержания проекта, прогнозирование результата).
Подбор методической литературы по данной теме.
Планирование и проведение утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, художественное творчество, самостоятельная двигательная активность.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Рассматривание альбомов «Овощи» и «Фрукты»;
• Мозаика-пазлы «Овощи и фрукты»;
• Лото «Что за чем идёт»;
• Дидактическая игра со вкладышами «Овощи и фрукты».
Социально-коммуникативное развитие:
• Беседа «Полезная и вредная пища»;
• Беседа «Правила личной гигиены»;
• Беседа «О прогулке на участке»;
• Игровая ситуация «Купание куклы»;
• Игровая ситуация «Кукла Маша завтракает».
Речевое развитие:
• Пальчиковая гимнастика;
• Игра «У Ляли болят зубы»
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы:
• В. Лагздынь «Аккуратные зайчики»;
• Э. Мошковская «Нос, умойся!»;
• И. Муравейка «Я сама».
Слушание музыки:
• Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Большая стирка»).
Продуктивная деятельность:
• Рисование в книгах-раскрасках «Овощи и фрукты».
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика;
• Бодрящая гимнастика;
• Игра «Мыльные перчатки»;
• Дыхательная гимнастика:
- «Ветерок»,
- «Самолёт».
Работа с родителями:
• Папка-передвижка для родителей на тему: «Адаптация ребёнка к детскому саду»
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»
• Проведение родительского собрания на тему: «Здоровый ребенок в семье и в ДОУ»
IIЭТАП. Основной – реализация проекта (октябрь – ноябрь 2018 г.)
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Реализация:
• Закаливающие процедуры: хождение по массажным коврикам, бодрящая гимнастика, прогулки на свежем воздухе
• Самостоятельная и совместная деятельность: проведение совместных подвижных игр, самостоятельная двигательная активность, художественно-изобразительное творчество
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Игра с прищепками «Морковь»;
• Игра-эксперимент «Мокрые рукава и полотенце».
Социально-коммуникативное развитие:
• Рассматривание алгоритма «Последовательность одевания»;
• Наблюдение за трудовыми действиями дворника.
Речевое развитие:
• Проведение НОД «Овощи и фрукты».
• Рассматривание иллюстрации «Мишка делает зарядку», «Мишка купается в ванной».
Художественно-эстетическое развитие:
Чтение художественной литературы:
• К. Чуковский «Мойдодыр»;
• А. Барто «Девочка чумазая»;
• З. Александрова «Что взяла – клади на место».
Продуктивная деятельность:
• Проведение НОД по лепке: «Овощи для ёжика»;
• Проведение НОД по рисованию: «Витамины в баночке».
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Дыхательная гимнастика:
• Массажные коврики
Работа с родителями:
• Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».
• Консультация для родителей «Роль семьи и общества в формировании здорового образа жизни у ребёнка».
• Оформление памятки для родителей «О гигиене детей»
• Консультация для родителей «Гигиена рук в жизни ребёнка»
IIIЭТАП. Заключительный – (декабрь 2018 г.)
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод, что тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей 1 младшей группы (2-3 года) и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную).
Возрос интерес родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка и мотивации здорового образа жизни. Создана развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в детском саду.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Работа с детьми:
Познавательное развитие:
• Проведение НОД «Найди предмет. «Сухой» бассейн».
• Проведение совместной деятельности «Игры с водой».
Речевое развитие:
• Проведение НОД «Рассматривание вязаных вещей» (беседа о теплой одежде)
• Проведение НОД «Добрый доктор Айболит»
Художественно-эстетическое развитие:
Продуктивная деятельность:
• Проведение совместной деятельности с детьми по рисованию «Апельсин и мандарин».
Чтение художественной литературы:
• С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Физическое развитие:
• Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Массажные коврики
• Пальчиковая гимнастика «В огороде много гряд»
• «Водичка, водичка»
• Проведение НОД по физическому развитию «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!»
Работа с родителями:
• Буклет для родителей «Расти здоровым, малыш!»
• Изготовление памятки для родителей «Значение режима дня в жизни ребёнка»
• Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»
Продукты реализации проекта :
1. Оформление папки-передвижки для родителей по здоровьесбережению «Чистота – залог здоровья и не только».
2. Оформление стенгазеты «Быть здоровыми хотим».
3. Пополнение предметно-развивающей среды группы (изготовление игр своими руками – лото «Что за чем идёт», мозаика-пазл «Овощи и фрукты).
Сентябрь
№
п/п Образовательная область Название мероприятия Дата проведения (день недели)
1. Социально-коммуникативное развитие • Игровая ситуация «Купание куклы»
• Беседа «Полезная и вредная пища»
• Беседа «Правила личной гигиены»
• Беседа «О прогулке на участке» 04.09.2018 г.
(вторник)
09.09.2018 г.
(пятница)
12.09.2018 г.
(среда)
13.09.2018 г.
(четверг)
2. Речевое развитие • Пальчиковая гимнастика
• Игра «У Ляли болят зубы» ежедневно
06.09.2018 г.
(четверг)
3. Познавательное развитие • Мозаика-пазлы «Овощи и фрукты»
• Рассматривание альбома «Овощи и фрукты» 03.09.2018 г.
(понедельник)
05.09.2018 г.
(среда)
4. Физическое развитие • Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Игра «Мыльные перчатки»
• Дыхательная гимнастика:
- «Ветерок»
- «Самолёт» ежедневно
ежедневно
13.09.2018 г.
(четверг)
04.09.2018 г.
(среда)
06.09.2018 г.
(пятница)
5. Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы:
• В. Лагздынь «Аккуратные зайчики»
•
• Э. Мошковская «Нос, умойся!»
• И. Муравейка «Я сама»
Продуктивная деятельность:
• Рисование в книгах-раскрасках «Овощи и фрукты»
06.09.2018 г.
(четверг)
12.09.2018 г.
(среда)
10.09.2018 г.
(понедельник)
11.09.2018 г.
(вторник)
6. Взаимодействие с родителями • Оформление папки-передвижки «Адаптация ребёнка к детскому саду»
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни»
• Родительское собрание «Здоровый ребёнок в семье и ДОУ» 10.09 (понедельник) – 13.09.2018 г.
(четверг)
18.09.2018 г.
(вторник)
19.09.2018 г.
(среда)
Октябрь
№
п/п Образовательная область Название мероприятия Дата проведения (день недели)
1. Социально-коммуникативное развитие • Наблюдение за трудовыми действиями дворника
• Игровая ситуация «Кукла Маша завтракает»
• Рассматривание алгоритма «Последовательность одевания» 12.10.2018 г.
(пятница)
02.10.2018 г.
(вторник)
08.10.2018 г.
(понедельник)
2. Речевое развитие • Проведение НОД «Овощи и фрукты»
• Рассматривание иллюстраций «Мишка делает зарядку», «Мишка купается в ванной» 02.10.2018 г.
(вторник)
03.10.2018 г.
(среда)
3. Познавательное развитие • Лото «Что за чем идёт»
• Дидактическая игра со вкладышами «Овощи и фрукты»
• Игра с прищепками «Морковь»
• Игра-эксперимент «Мокрые рукава и полотенце» 02.10.2018 г.
(вторник)
02.10.2018 г.
(вторник)
03.10.2018 г.
(среда)
12.10.2018 г.
(пятница)
4. Физическое развитие • Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Дыхательная гимнастика:
- «Часики»
- «Подуем на листочки»
- «Дудочка»
- «Флажок»
• Массажные коврики ежедневно
ежедневно
02.10.2018 г.
(вторник)
03.10.2018 г.
(среда)
04.10.2018 г.
(четверг)
05.10.2018 г.
(пятница)
ежедневно
5. Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы:
• К. Чуковский «Мойдодыр»
• А. Барто «Девочка чумазая»
• З. Александрова «Что взяла – клади на место»
Продуктивная деятельность:
• Проведение НОД по лепке: «Овощи для ёжика»
• Проведение НОД по рисованию: «Витамины в баночке»
Слушание музыки:
• Прослушивание песен из мультфильма «Маша и медведь» (серия «Большая стирка») 01.10.2018 г.
(понедельник)
01.10.2018 г.
(понедельник)
04.10.2018 г.
(четверг)
01.10.2018 г.
(понедельник)
03.10.2018 г.
(среда)
04.10.2018 г.
(четверг)
6. Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».
• Консультация для родителей «Роль семьи и общества в формировании здорового образа жизни у ребёнка».
• Оформление памятки для родителей «О гигиене детей» 01.10.2018 г.
(понедельник)
11.10.2018 г.
(четверг)
31.10.2018 г.
(среда)
Ноябрь
№
п/п Образовательная область Название мероприятия Дата проведения (день недели)
1. Речевое развитие • Пальчиковая гимнастика ежедневно
2. Познавательное развитие • Беседа-развлечение «Добрый доктор Айболит»
• Дидактическая игра «Чего не стало?» 08.11.2018 г.
(четверг)
3. Физическое развитие • Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Массажные коврики
• Подвижная игра «Зайка»
• Подвижная игра «Догони мяч»
• Подвижная игра «Где звенит?»
• Дыхательная гимнастика ежедневно
ежедневно
ежедневно
12.11.2018 г.
(понедельник)
12.11.2018 г.
(понедельник)
15.11.2018 г.
(четверг)
ежедневно
4. Художественно-эстетическое развитие Чтение художественной литературы:
• В. Берестов «Больная кукла»
Продуктивная деятельность:
• Совместная деятельность по рисованию пальчиками «Ягодки».
07.11.2018 г.
(среда)
21.11.2018 г.
(среда)
5. Взаимодействие с родителями • Памятка для родителей «Физические упражнения для детей второго и третьего года жизни».
• Памятка для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»
• Консультация для родителей «Гигиена рук в жизни ребёнка» 27.11.2018 г.
(вторник)
28.11.2018 г.
(среда)
29.11.2018 г.
(четверг)
Декабрь
№
п/п Образовательная область Название мероприятия Дата проведения (день недели)
1. Речевое развитие • Проведение НОД «Рассматривание вязаных вещей» (беседа о теплой одежде). 11.12.2018 г.
(вторник)
2. Познавательное развитие • Проведение НОД «Найди предмет. «Сухой» бассейн»
• Проведение совместной деятельности «Игры с водой» 13.12.2018 г.
(четверг)
20.12.2018 г.
(четверг)
3. Физическое развитие • Утренняя гимнастика
• Бодрящая гимнастика
• Массажные коврики
• Пальчиковая гимнастика «В огороде много гряд»
• «Водичка, водичка»
• Проведение НОД по физическому развитию «По ровненькой дорожке шагают наши ножки!» ежедневно
ежедневно
ежедневно
10.12.2018 г.
(понедельник)
12.12.2018 г.
(среда)
24.12.2018 г.
(понедельник)
4. Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность:
• Проведение совместной деятельности с детьми по рисованию «Апельсин и мандарин».
Чтение художественной литературы:
• С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
17.12.2018 г.
(понедельник)
25.12.2018 г.
(вторник)
5. Взаимодействие с родителями • Буклет для родителей «Расти здоровым, малыш!»
• Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый ребёнок»
• Памятка для родителей «Значение режима дня в жизни ребёнка» 27.12.2018 г.
(четверг)
28.12.2018 г.
(пятница)
28.12.2018 г.
(пятница)
6. Защита проекта «Расти здоровым, малыш!» 16.01.2019 г.
(среда)
Список литературы.
1. З. А. Михайлова «План-программа педагогического процесса в детском саду по программе «Детство», «Детство-пресс», Спб, 2000 г., 255 с.
2. www.maam.ru
3. www.infourok.ru
4. VK.com.ru
5. В. А. Деркунская Семинар-практикум «Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста», учебно-методическое пособие, выпуск 4, серия «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования»», «Педагогическое общество России», Москва, 2014 г., 112 с.
6. М. Д. Маханёва, С. В. Рещикова, «Игровые занятия с детьми 1-3 лет». Книга для педагогов и родителей. Серия «От рождения до Трёх», ТЦ «Сфера»,Москва, 2016 г., 96 с.
7. Е. О. Севостьянова «Дружная семейка». Программа адаптации детей у ДОУ. Серия «Ранний возраст», ТЦ «Сфера», Москва, 2007 г., 128 с.
8. Н. А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ЧП Лакоценин С. С., Воронеж, 2008 г., 272 с.
9. О. Э. Литвинова «Речевое развитие детей раннего возраста». Владение речью как средством общения. Конспекты занятий 2-3 года. Часть3., «Детство- Пресс», СПб, 2015 г., 128 с.
10. Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада», «Детство-Пресс», СПб, 2015 г., с. 8-13, 31-57.
11. О. Э. Литвинова «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности», «Детство-Пресс», 2017 г., 256 с.
12. Н. Леонова «Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области. Программа «Детство». Планирование. Конспекты. Первая младшая группа ФГОС., «Учи