Козырева Алеся Николаевна
Проект «Расскажу я вам друзья, как живёт моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Расскажу я вам друзья, как живёт моя семья. "
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Выполнила:
воспитатель2 младшей группы "Пчёлка"
Козырева А. Н.
Тип проекта: краткосрочный, творческий, рассчитан на 1 месяц.
Публикация «Проект „Расскажу я вам друзья, как живёт моя семья“» размещена в разделах
Постановка проблемы.
Любая педагогическая система не существует без семьи. В воспитании сегодняшнего ребенка заинтересованы и детский сад и родители. Однако проблема взаимодействия семьи и детского сада в процессе развития, обучения и воспитания ребенка остается актуальной для современного общества. Так, например, в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, выявлены следующие проблемы:
Литература и советы педагогов не всегда представляют для родителей особую значимость;
Навыки, приобретенные в детском саду, не всегда поддерживаются дома;
Родители, ссылаясь на свою занятость, не всегда выполняют рекомендации педагогов;
Лишь незначительная часть родителей (примерно 7%) является активными участниками жизни и работы ДОУ.
Таким образом, все это в первую очередь сказывается на детях. Находясь в системе разных требований дома и в детском саду, у детей возникает чувство неуверенности и тревожности. Наша задача совместно с родителями, построить такое взаимодействие, которое позволило бы воспитать уверенного, активного, самостоятельного и здорового ребенка.
Цели проекта:
помочь детям понять значимость семьи, показать её ценность для каждого человека, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях, развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи.
Задачи:
Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
I. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.
II. Выполнение проекта.
Раздел программы
Формы и методы работы
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Строительные игры «Мебель для дома».
Познавательное развитие
Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Речевое развитие
Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность
Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Фотовыставка «Семейные увлечения».
Работа с родителями
Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Родительское собрание: "Мудрость родительской любви"
Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
Составление генеалогического древа семьи.
Образовательная область
«Здоровье»
Физкультминутки «Посуда», «Семейная зарядка».
Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»,
«Помощник»,
«Гости»
«Строим дом»,
«Кто живет в моей квартире?»
Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу).
Направление «Социально-личностное развитие»
Образовательная область
«Социализация»
Образовательная область
«Труд»
Образовательная область «Безопасность»
Сюж. -рол. игра «Семья», «Магазин».
Игровая ситуация «Мама в парикмахерской», «День рождения».
Игра-драматизация: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка».
Настольный театр «Репка».
Дидактические игры «Чьи детки?».
Инсценировка сказки «Зайкина мама».
Мини -мастерская - изготовление мебели для кукольного дома (из бросового материала).
Хоз. -быт. труд
«Постираем платье для «дочки», «помоем посуду».
Игровая ситуация «Каждой вещи свое место». Наведение порядка в шкафчиках, чтобы порадовать маму.
Просмотр мультимедийной презентации «Электроприборы и электричество дома», беседа по теме.
Игра-ситуация «Помоги бабушке перейти дорогу».
Конструирование
Направление «Познавательно-речевое развитие»
Образовательная область «Познание»
Образовательная область «Коммуникация»
Образовательная область
«Чтение художественной литературы»
Сказочный домик для моей семьи», «Семейный автомобиль».
Строительные игры «Дом для кукол».
Ф. Э. М. П.
Дид. игра «Найди предмет такой же формы»,«Определи свое место», «Накрой на стол»,“Кто старше?», «Назови предмет посуды и сосчитай», «Помоги бабушке разложить ниточки по длине».
Дидактическое упражнение (по теме, «Расставь по возрасту».
Графическое упражнение «Отнеси бабушке пирожки» (лабиринт).
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Беседа о профессиях «Где работает мама, папа», «Моя родословная»- составление семейного древа.
Просмотр фрагмента мультфильма «Малыш и Карлсон»
Беседы «Выходной день в нашей семье», «Профессии моих родителей», «В гостях у дедушки с бабушкой», «С кем я живу».
Составление творческих рассказов
«Моя мечта о.»
Составление рассказа из опыта по сюжетной картине «Семья».
Отгадывание загадок.
Игры-драматизации по произведениям:
«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят».
Упражнение: Огорчится ли мама, если…”, «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Дид. игра «Собери семейку».
Чтение рассказов –
Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья»,
В. Драгунский. «Друг детства».
Чтение сказок
«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественное творчество»
Аппликация
Изготовление сувениров (открытка с сюрпризом) в подарок на день рождения членам семьи.
Лепка
«Моё любимое домашнее животное».
Рисование
«Семейный портрет»,
«Дом моей мечты»
«Моя семья»
Взаимодействие с семьёй
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья».
Беседа «Авторитет родителей».
Родительское собрание "Мудрость родительской любви"
Папка-передвижка:
«Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Мир семейных увлечений: создание коллекций: тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
Организация предметно – развивающей среды
Обогащение книжного уголка по теме «Семья». Подбор иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, мультимедийной презентации по теме.
предметных и сюжетных картинок.
Дидактические игры по развитию речи «Собери семейку» и др.).
Изготовление предметов – заместителей (из бросового материала).
«Пословицы о семье».
Вся семья вместе, … (так и душа на месте).
Семья без детей, что… (часы без гирьки).
Где любовь да совет… (там и горя нет).
Муж без жены - … (что гусь без воды).
На что и клад, коли… (в семье лад).
В каждой избушке (свои погремушки).
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя… (пока слушается).
Семейный горшок… (всегда кипит).
Физминутка.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Тема: Семья
Занятие 1
Задачи: активизация словаря; уточнение произношения гласных звуков; закрепление понимания и употребления предлога «на»; развитие слухового внимания, восприятия; развитие зрительной памяти; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение «Потянем ниточки»
2. Знакомство с темой занятия
Воспитатель помещает картинку «Семья» перед детьми и рассказывает детям от имени изображенной на картинке девочки:
Меня зовут Оля. Вот моя мама, вот мой папа. Это моя бабушка. Это мой дедушка. У меня есть брат, его зовут Витя. Это моя семья.
Далее дети отвечают на вопросы воспитателя однословным предложением.
3. Дидактическая игра «Кто ушел?»
Воспитатель выставляет картинки: «мама», «папа», «бабушка», «дедушка».
Игра с этими картинками проводится аналогично игре «Что пропало?»
4. Ответы на вопросы воспитателя по образцу
-Папа работает. Куда ушел папа? (- На работу.)
-Мама работает. Куда ушла мама? (- На работу.)
-Бабушка работает. Куда ушла бабушка? (- На работу.)
-Дедушка работает. Куда ушел дедушка? (- На работу.)
5. Дидактическая игра «Низкий — высокий»
6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка, Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак.
Этот пальчик - бабушка, Поочередное разгибание пальцев сначала правой,
Этот пальчик - папа, затем левой руки, начиная с большого пальца.
Этот пальчик - мама.
А вот этот пальчик я.
Вот и вся моя семья. Сжимание-разжимание пальцев.
Занятие 2
Задачи: закрепление навыка образования формы родительного падежа без предлога; упражнение в словообразовании; развитие фразовой речи; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: предметные картинки с изображением членов семьи, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Моя семья» (см. с. 46).
2. Практическое образование родительного падежа существительных без предлога
Воспитатель говорит: та была вся семья.
Выставляет картинки, дети их называют:
- Мама, папа, бабушка, дедушка,
- Папа ушел на работу. Кого нет дома? (- Папы.)
Мама ушла в магазин. Кого нет дома? (- Мамы.) И т. п.
3. Дидактическая игра «Кого нет дома?»
Проводится с картинками аналогично игре «Что пропало?» (ответы даются в форме родительного падежа)
4. Дидактическая игра «Назови ласково»
Дети стоят вокруг воспитателя. Логопед бросает мяч ребенку, называя одного из членов семьи. Ребенок возвращает мяч воспитателя, произнося уменьшительно-ласкательную форму названного слова:
мама - мамочка;
папа - папочка;
бабушка - бабуля;
дедушка - дедуля.
5. Закрепление в речи детей стандартной фразы
Воспитатель упражняет детей в произнесении фразы: «Меня зовут.»
6. Итог занятия
Занятие 3
Задачи: упражнение в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнение детей в диалоге; закрепление в речи предложно-падежной конструкции типа «у мамы»; активизация словаря.
Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
-Как тебя зовут?
-Меня зовут.
2. Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель показывает картинки поочередно каждому ребенку и предлагает назвать ласково маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру.
3. Практическое употребление формы родительного падежа существительных
с предлогом «у»
Дети отвечают на вопросы воспитателя (Воспитатель обращает внимание на четкую артикуляцию предлога «у» и окончания существительных):
-У кого бусы? (- У мамы.)
-У кого усы? (- У дедушки.)
-У кого кукла? (- У сестры.)
-У кого очки? (— У бабушки.)
-У кого газета? (— У папы.)
-У кого машинка? (- У брата.)
4. Игра «Помогаю маме»
Воспитатель произносит текст и предлагает детям имитировать действия, о которых в нем говорится:
Маму я свою люблю,
Я дрова ей наколю.
Я всегда ей помогу:
Пол я чисто подмету.
Я стираю, полоскаю,
С ручек воду я стрясаю.
Занятие 4
Задачи: обучение детей диалогу; развитие фразовой речи; упражнение в образовании предложно-падежной конструкции типа «у папы»; обучение элементарному пересказу; развитие слухового внимания, памяти.
Оборудование: мяч, сюжетные картинки к тексту «Олина кукла».
Ход занятия
1. Организационный момент
Упражнение детей в диалоге.
- Как тебя зовут? - Меня зовут.
2. Активизация бытовой лексики
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как зовут их родителей, братьев, сестер.
3. Дидактическая игра «У кого?» (с мячом)
Воспитатель рассказывает детям, что у папы была большая машина, а у сына - маленькая игрушечная машинка; у мамы была большая коляска, а у дочки - маленькая колясочка.
- У кого машина? (- У папы.)
- У кого машинка? (- У сына.) И т. д.
4. Пересказ текста «Олина кукла» по двум сюжетным картинкам
«Бабушка и дедушка подарили Оле куклу. Оля катала куклу на санках».
5. Итог занятия
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
«ДОМ И СЕМЬЯ»
Хозяйкою дом стоит.
Семейный горшок всегда кипит.
На что и клад, когда у мужа с женой лад.
У лихой свекрови и сзади глаза.
Свекор гроза, а свекровь выест глаза.
Всякой матери свое дитя мило.
Какова матка, таковы и детки.
Детей наказывай стыдом, а не грозой.
Детки радость, детки ж и горе.
Малы детушки что часты звездочки: и светят, и радуют в темную ноченьку.
Дитя не плачет, мать не разумеет.
Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом.
Жена при муже хороша.
Хоть в лесной избушке жить, да за любимым быть.
В сиротстве жить слезы лить.
Дети не в тягость, а в радость.
Заключение.
На время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка. А главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети могут многое.