Светлана Корепанова
Проект «Ранняя профориентация старших дошкольников» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Семицветик» муниципального образования «Кезский район»
ПРОЕКТ
для детей 6-7 лет
Тема: «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
Составил: Корепанова Светлана Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Семицветик»
п. Кез, 2020 г.
Содержание
Пояснительная записка
Паспорт проекта
План реализации проекта во второй младшей группе
Плановые мероприятия
Финансирование проекта
Публикация «Проект „Ранняя профориентация старших дошкольников“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Список литературы
Приложение
Пояснительная записка
Познавательно-игровой проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» предназначен для детей 6-7 лет. Реализация проекта рассчитана на один учебный год.
В течение года дети познакомятся с миром профессий. Ребятам предстоит посетить больницу, аптеку, библиотеку, супермаркет, почту, автомастерскую, пожарную часть, полицейский участок, стройку и парикмахерскую.
Данный проект предполагает тесную взаимосвязь образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Комплексная работа в системе «Ребенок – Родители – Воспитатель» способствует плодотворному результату. Поэтому, реализация проекта предполагает активное сотрудничество с родителями детей и обогащению развивающей среды в группе. Таким образом, ребенок обогатит знания о мире профессий, проиграет роль, получит знания о значимости каждой профессии.
Итоговым мероприятием проекта является праздник «Все профессии важны».
Паспорт проекта.
Тема проекта. «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
База исследования. МБДОУ «Семицветик»
Тип проекта. Среднесрочный.
Вид проекта. Познавательно-игровой, творческий.
Продолжительность проекта. 01.09.2020г. -14.05.2021 г.
Участники проекта :
-Воспитатель
- Дошкольники.
- Родители детей.
Предмет исследования. Мир профессий.
Актуальность темы.
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
Цель проекта. Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Задачи проекта.
1. Обогащать предметно-пространственную развивающую среду в группе.
2. Создавать картотеку сюжетно-ролевых, дидактических игр на тему «Профессии».
3. Расширять преставления детей о профессиях, знакомить с современными профессиями и профессиями, востребованными на рынке труда.
Предполагаемый результат.
1. Предметно-пространственная среда группы будет оснащена картотекой дидактических игр на тему «Профессии».
2. В группе появится игровой уголок «Больница», «Библиотека», «Супермаркет», «Аптека», «Почта», «Автозаправка», «Автомастерская», информационный стенд «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах» и атрибуты для осуществления сюжетно-ролевых игр.
3. Дети познакомятся с миром профессий, востребованных на рынке труда.
4. У детей разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Итог проекта. Праздник «Все профессии важны».
План реализации проекта во второй младшей группе.
• Подготовительный этап • подбор материала по теме «Профессии»;
• первичная диагностика детей (анкетирование «В мире профессий»)
• ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
• подбор дидактического и методического оснащения проекта.
• Основной (практический) этап • цикл мероприятий по реализации проекта;
• беседы, вечера загадок, чтение художественной литературы, НОД, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, просмотр мультфильмов и обучающих фильмов;
• мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта
• Заключительный этап • итоговая диагностика детей (через анкетирование);
• сравнительный анализ;
• рефлексия создателей проекта;
• отчет о реализации проекта;
• сбор полученного материала по проекту;
• презентация проекта.
Плановые мероприятия
1. Подготовительный этап проекта.
Задачи на данном этапе Формы работы Сроки
Первичная диагностика дошкольников «В мире профессий» Анкетирование Сентябрь 2020г.
Подбор литературы, наглядных пособий, плакатов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, приобретение и изготовление дидактических игр на тему «Профессии» Работа в интернете, работа с первоначальными источниками, работа с родителями Октябрь-ноябрь
Просвещение родителей с целями и задачами проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Сентябрь
2. Основной этап
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Познавательно-исследовательская Познавательное, речевое развитие Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню, прачешную, вахту ДОУ НОД знакомство с предметным окружением «В мире профессий», «профессий разных много есть», НОД развитие речи «Кто похитил торт» Дидактические игры «Что нужно доктору для работы?», «Найди лишний предмет», «Кому что нужно для работы», «Кто где работает», «Исправь ошибку» «Можно-нельзя» и др. Просмотр мультфильма «Профессии», «Калейдоскоп профессий» Вечер загадок «В мире профессий». Лото «Профессии» Рекомендации «Личная гигиена – путь к здоровью».
Информационный стенд «О пользе витаминов для детского организма»
Социально-коммуникативная Социально-коммуникативное, речевое развитие Беседы «Воспитатель», «Сотрудники детского сада», «Библиотекарь», «Продавец», «Строитель», «Полицейский», «Парикмахер», «Автослесарь», «Врач», «Провизор» и др. СРИ «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «Почта», игровые ситуации «Вызов на дом», «Процедурный кабинет», «У зубного врача», «Скорая помощь», «Построим дом», «Авария на дороге» и др. Беседа «Здоровье – главное богатство».
Игровая Физическое, речевое развитие КВН «В мире профессий»
Буклеты «Наши пальчики играют».
Продуктивная Художественно-эстетическое, речевое, познавательное НОД Рисование «Нарисуй портрет: профессия». Аппликация «Семья – начало всех начал». Драматизация «Наши профессии будущего», Н Конструирование «Больница для зверюшки» Изготовление атрибутов к СРИ халаты, шапочки, ширма. Создание фотоальбома «Профессии наших мам и пап».
Двигательная Физическое развитие Подвижные игры: «Тише едешь, дальше будешь», «Цветные автомобили», «Вызов по имени», «Снайперы», «Часовой», «Защити товарища», «Пчелки и ласточка», «Море волнуется», «Жмурки с колокольчиком» и др. Привлечение родителей к проведению утренней гимнастики в условиях ДОУ
Чтение (восприятие) художественной литературы Познавательное, речевое развитие С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть»,
Е. Пермяк «Золотой гвоздь», Л. Н. Толстой «Как один человек убрал камень».
• «Город добрых дел» Р. Скарри
• «Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
• «А что у вас?» С. Михалков
• «Строители» Б. Заходер
• «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
• «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари «Как один человек купил город».
• «Доктор Айболит» К. Чуковский
• «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов Совместное чтение книг на тему «Профессии»
Музыкальная Художественно-этетическое развитие Песенка «Марш пожарных», «Песенка врачей», «Космонавт», «Воспитатель», «Пилоты», «Песня лесника» Информация «Поем вместе с нами»
3. Заключительный этап проекта.
Мероприятия Ожидаемый результат
Праздник «Все профессии важны» Дети активно участвуют в мероприятии; закрепляют знания на тему «Профессии».
Предметно-пространственная среда группы оснащена методическими пособиями, сюжетно-ролевыми играми «Больница», «Библиотека», «Супермаркет», «Почта», «Автомастерская», «Заправка», «Парикмахерская».
Дети играют по собственному замыслу, участвуют в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Дети уважают труд людей любой профессии.
Список литературы:
1. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М., 2014
4. Интернет ресурсы:
https://nsportal.ru/
https://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
https://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
Тематический план
Месяц Тема Цели Форма ознакомления с профессиями Материал, оборудование
Сентябрь «Профессии в детском саду» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация
«Профессии в детском саду»
моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».
Основные понятия: воспитатель, мед. сестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. Мультимедийное оборудование, презентация
Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне.
октябрь «Врач» Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинет у врача», «Процедурный кабинет»
«Фармацевт» Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.
Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»
Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека»
ноябрь «Нефтяник» Цель: формировать представление о профессиональной деятельности нефтяника. Форма проведения: презентация подготовленная воспитанником «Мой папа - нефтяник».
Основные понятия: нефть, скважина, нефтяник Мультимедийное оборудование, презентация.
Нефть, перо для эксперементально-исследовательской деятельности. Изготовленная буровая вышка (из бросового материала, трубы, изготовленные из бумаги и деревянных палочек). Рассматривание, книжных иллюстраций, фотографий, плакатов.
«Отдел полиции» Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. Форма проведения: НОД
Основные понятия: правонарушение, закон, охрана. «следователь», «криминалист», «улика»,
«фоторобот»; сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол,
на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе
торт); второй рисунок точно такой же, за исключением торта;
листы бумаги с прорисованными свечой разных следов; краски,
кисточки; картинки с изображением сказочных героев: Буратино,
Карлсон, Красная Шапочка, Шапокляк; детали частей лица
данных персонажей, конверт, в котором находится рисунок, где
старуха Шапокляк с тортом; эмблемки; коробка, в которой лежат
полицейские принадлежности: фуражка, пагоны, кобура и пр.
декабрь «Почтальон» Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. Форма проведения: экскурсия на городскую почту.
Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта»
«Строитель» Цель: Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. Форма проведения:
НОД.
Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень Картинки с изображением домиков из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка».
Картинки с изображением других домов и строительных материалов, строительных машин и профессий.
Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Москвы.
Январь «Аниматоры» Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры.
Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры «Аниматор» :костюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 .
Февраль «Пожарная часть» Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного Форма проведения: беседа, экскурсия в пожарную часть.
Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара
«Профессия- военный» Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;
-расширять представления детей о Российской армии;
-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);
-формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. Форма проведения:
НОД
Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники,
героизм, патриотизм. -картины, с родами войск фотографии;
-военное обмундирование
-кортик, значки;
-фильм о подводной лодке проекта «Тайфун».
март «Домохозяйка» Цель: познакомить детей с профессией- домохозяйка. воспитывать уважение к труду домохозяйки. Форма проведения: презентация подготовленная воспитанницей
«Моя мама домохозяйка».
Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, прачка, посудомойка, повар, добрая, ласковая. Мультимедийное оборудование, презентация.
«Парикмахер»
«Косметолог» Цель: знакомить с профессиями : парикмахер, косметолог Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты «Мальвина»
апрель "Все профессии нужны, все профессии важны" Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. Форма проведения: игровая программа. Музыка Л. Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, мультимедийное оборудование, презентация предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» 1)Шляпа цилиндр, пипетка, фляжка, кисть, мел, жезл полицейский;
2) Ножницы, свисток, шприц, молоток, палитра, калькулятор;
3) Ноты, обои, кукла, отвёртка, руль.
май «В мире профессий»
Диагностика
«Представления о труде взрослых» Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду.
Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых Форма проведения: НОД.
Основные понятия: названия профессий, труд. Операционные карты с последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности маляра, овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, домохозяйки; мультимедийное оборудование.
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям (является авторской разработкой)
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Вопросы
Код ребенка
Перечисли, какие профессии ты знаешь?
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы?
Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь?
Какую пользу для общества приносят полицейские?
Какими качествами должен обладать полицейский?
Кого называют военнослужащими?
Какие военные профессии ты знаешь?
Какими качествами должен обладать военнослужащий.
Как называют врача лечащего детей?
Кто помогает врачу лечить больных?
Какие инструменты нужны врачу для работы?
В чем состоит работа парикмахера?
В чем состоит работа фармацевта?
Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
В чем состоит работа аниматора?
Какими качествами должен обладать аниматор?
В чем состоит работа домохозяйки?
Кто работает на почте?
В чем состоит работа почтальона?
Какими качествами должен обладать учитель?
Расскажите о профессии нефтяник.
Кому принадлежат данные инструменты:
1. Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3. Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5. Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем.
Кем бы ты хотел стать? Почему?
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.