Рубцова Ольга
Проект «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно- познавательный, социально-значимый, долгосрочный, сентябрь 2019 - май 2020 г.
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Позже будет отчет в презентации.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Уже в раннем возрасте у ребёнка можно пробудить интерес к профессиям, т. к. в дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и стремятся сами что-то сделать. Педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей происходят при условии, если дети получают знания в определённой последовательности, когда в доступной форме перед дошкольниками раскрываются основные закономерности тех или иных явлений действительности.
Среди разнообразных форм, помогающих осуществить знакомство детей с профессиями, является музыкально-театрализованная деятельность дошкольников. Театральное искусство близко и понятно детям, так как в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Кинорежиссёр Г. Н. Рошаль писал: «… всякая детская игра – это всегда мир иллюзий. В этом мире иллюзий ребёнок никогда не теряет своего реального «я». В своей игре он похож на актёра».
Музыкально-театрализованная деятельность занимает особое место в профориентационной работе с детьми. Благодаря театру укрепляются взаимоотношения детей и родителей, у взрослых развиваются адекватное восприятие, оценка и понимание действий ребёнка, у детей обогащается жизнь добрыми впечатлениями.
. Театрализованная деятельность открывает новые возможности для совместного творчества, повышает уровень эстетического развития детей и родителей. Профориентационная работа посредством театрального искусства имеет большую воспитательную и образовательную ценность в отношении детей и родителей, формировании основ их театральной культуры.
Музыкально-театрализованная деятельность, отражающая железнодорожную тематику, является средством развития воспитательного потенциала семьи, специфической формой передачи профессионального опыта предшествующих поколений будущему.
Осуществляя в детском саду профориентационную работу, можно говорить о такой форме, как детско-взрослая театрализованная деятельность, способствующая развитию социокультурных связей и традиций между детским садом и семьёй. В процессе совместной детско-взрослой театрализованной деятельности устанавливаются тесные отношения между детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
Для воспитанников музыкально-театрализованная деятельность – источник новых знаний о профессиях их родителей, эмоциональных переживаний, ощущений. Театрализованная деятельность в профориентационном направлении помогает формировать у детей уважение к людям труда, развивать трудолюбие и интерес к выбору будущей профессии.
Новизна проекта
В современном обществе важнейшим направлением социокультурного развития является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировидения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности, к своей будущей профессиональной деятельности.
Знакомство детей с профессиями, воспитание у них трудолюбия является одной из ведущих задач на протяжении практически всей истории дошкольной педагогики.
Понятие «профориентация» достаточно ново в педагогической науке, оно появилось лишь сто лет тому назад. Сам термин «профессиональная ориентация» понимается как процесс определения человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомлённость о средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией.
Современная профориентация представляет собой процесс индивидуального ориентирования в мире профессий и обществе, систему оказания комплексной помощи человеку в выборе будущей профессии.
В настоящее время современные программы практически не уделяют должного внимания профориентации детей дошкольного возраста. В связи с этим одной из важных задач нашего дошкольного учреждения является работа по ранней профориентации дошкольников
Ранняя профориентация предполагает, помимо формирования знаний о различных профессиях, развитие у ребёнка психологической готовности к вхождению во взрослый мир профессий. Такая готовность к будущей профессиональной деятельности означает достижение определённого уровня знаний о профессиях и развитие личностных качеств (ответственности, устойчивости, внимательности, способности работать в команде и др.).
Цель: способствовать возникновению ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста; обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Для детей :
развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда ;
формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей посредством устного народного творчества и театрализованных игр;
развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Развитие творческого воображения, памяти, речевой активности, креативного мышления, умения анализировать, делать выводы. Развивать творческие и актёрские способности.
для педагогов:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах ранней профориентации детей.
для родителей:
дать представление родителям о значимости ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Методы и формы работы с детьми:
игры-драматизации,
театрализованные игры с использованием различных видов театра
постановки для детей младшего возраста
рассматривание иллюстраций; мини-выставки
чтение художественной литературы, художественное слово
беседы
Формы работы с родителями воспитанников:
Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Ранняя профориентация в ДОУ», памятки для родителей «Семья и детский сад», папка – передвижка «Поиграем вместе в театр»
Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра игр в группе ("Театр своими руками")
Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
Участи в театральных постановках с детьми.
Ожидаемый результат по проекту :
Для детей :
у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
повышение познавательной активности о профессиональной деятельности человека.
развитие креативного мышления на основе творческого подхода изучения темы ранней профориентации посредством различных видов театра;
Для педагогов:
Осуществляют инновационную деятельность,
Повышают профессиональный уровень
Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Для родителей:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Продукт проектной деятельности :
использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
сформированность у детей ранней профориентации
Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение РППС группы методическими материалами и различными видами театров.
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы,
подбор консультаций для родителей,
изготовление папки-передвижки для родителей.
разработка бесед, подготовка атрибутов и материалов для театрализованных игр с детьми.
Подготовка наглядного материала для работы с детьми по теме проекта.
II этап - основной
Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
оформление фотоальбома по проекту.
презентация на педсовете ДОУ
Приложение:
План мероприятий по реализации проекта
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
1.1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатель
1.2. Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель
1.3. Беседа с родителями на тему «Ранняя профориентация в ДОУ» Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель,
родители.
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии, дидактических пособий. Изготовление различных видов театра для работы с детьми. Создать условия для реализации проекта Воспитатель,
родители.
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. Воспитатель,
родители.
1.6. Консультация для родителей " Роль театрализованной деятельности в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста" Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель.
1.7. Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом (презентация)
"Виды театров в ДОУ" Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. Воспитатель,
родители, дети.
2 этап основной
Месяц Содержание Цель
Сен тябрь
Экскурсия в школу Знакомить детей с профессией учителя; развивать интерес к школьному обучению; обогащать словарь (указка, звонок, урок, перемена)
Беседа
«Кто работает в школе»
Дать детям представление о профессиях людей, работающих в школе; познакомить с функциями учителя; способствовать расширению социальных представлений о школе
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе и работе учителя, активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская
Показ настольного театра "Учитель встречает детей" Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых.
Развивать воображение.
Беседа «Труд парикмахера» Познакомить с профессией парикмахера. Дать представление о его труде, об оборудовании и материалах, необходимых для работы
Дидактическая игра «Сделаем куклам красивые прически» Закреплять навыки ухода за волосами;
уточнить названия необходимых для этого предметов;
формировать понятие «опрятный внешний вид»
Театр мягкой игрушки
"В парикмахерской" Развивать воображение, умение действовать слаженно, развивать речевую активность.
Октябрь Беседа
«Кем быть?»
Закрепить знания детей о современных профессиях, развивать логическое мышление, речь
Экскурсия на почту Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета
Чтение произведения С. Маршака «Почта»
Расширить и обобщить представления детей о почте, о труде работников почты; активизировать словарь по теме; повторить с детьми домашние адреса
Презентация «Современные профессии работников связи»
Познакомить детей с профессиями современных работников связи (почтальон, кассир) уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь
Театрализованная игра
«Для чего нужен предмет?» Закрепить знания о назначении различных предметов (орудиях труда различных профессий)
Закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях (пахарь, тракторист, комбайнер, агроном, элеваторщик, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к профессиям хлеборобов
Настольный театр «Поговорим о профессиях» (профессии работников банка)
Познакомить детей с профессиями работников банка (управляющий, бухгалтер, кассир, охранник, инкассатор, соответствующих орудиях труда и технике, воспитывать уважительное отношение к современным профессиям
Беседа «Что такое деньги? Познакомить детей с разнообразием денежных единиц (монеты, бумажные деньги, деньги других стран)
Экскурсия в банк.
Заинтересовать детей новыми профессиями, вызвать эмоциональный отклик, закрепить правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета
Ноябрь Беседа «Профессия – продавец» Дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей
Театр масок «Кафе»
Учить детей отражать в театральной игре знания о профессиях (кондитер, повар, официант, кассир, уборщик, самостоятельно распределять роли в игре, действовать в соответствии с ней, закреплять умение создавать игровую обстановку, воспитывать культуру поведения, развивать воображение, речь
Составление детьми рассказов «Кем работают мои родители» Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, к профессиям и месту работы родителей; расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества; воспитывать чувство гордости за трудовые успехи и заслуги родителей; формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем
Декабрь Рассказ воспитателя о профессии с использование театра на палочках. «Пожарный»
Уточнить представления детей о содержании работы пожарный, о личностных качествах человека этой профессии, развивать креативное мышление.
Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»
Способствовать развитию у детей умения развивать сюжет игры на основе полученных знаний; активизировать словарь детей словами : пожарный рукав, ствол, огнетушитель, спасатели МЧС, служба спасения, рация, диспетчер, дежурный
Чтение произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»,
Е. Хоринского
«Спичка – невеличка» Расширять представления детей о гуманной направленности работы пожарного, показать героизм профессии «пожарный»
Инсценировка сказки «Кошкин дом»
на фланелеграфе Развивать творческие способности.
Беседа воспитателя о профессии
«Космонавт»
Уточнить представления детей о содержании работы космонавта, о личностных качествах человека этой профессии.
Январь Просмотр презентации «Великие русские писатели» Познакомить детей с русскими писателями и их произведениями
Рассказ воспитателя о профессии
«Писатель»
Уточнить представления детей о содержании работы писателя, о личностных качествах человека этой профессии
Игровые упражнения:
«Придумай сказку», «Сочини небылицу»,
«Что будет, если…» Развивать творческие способности, обогащать словарный запас
Создать альбом
«Наши сказки»
Побуждать детей придумывать сказку, рассказ; развивать творческие способности
Режиссерские игры на фланелеграфе
Побуждать детей инсценировать сказки на фланелеграфе, обогащать режиссерский игровой опыт
Рассказ воспитателя о профессии
«Актер»
Уточнить представления детей о содержании работы актера театра, о личностных качествах человека этой профессии
Изготовление атрибутов для игры «Театр» :
билеты, афиша, деньги, реквизит для спектакля Побуждать использовать в игре предложенные атрибуты и предметы-заместители
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Закреплять представления детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре; учить действовать в соответствии с принятой на себя ролью, развивать выразительность речи; формировать доброжелательное отношение между детьми, нравственно-этические нормы поведения
Игра образного показа «Море волнуется…» Развивать актерские способности детей
Февраль Рассказ воспитателя о профессии
«Ветеринар»
Уточнить представления детей о содержании работы ветеринара, о личностных качествах человека этой профессии
Просмотр мультфильма «Бегемот, который боялся прививок» Вызвать эмоциональный отклик, прививать бережное отношение к животным
Инсценировка сказки К. Чуковского «Айболит» на фланелеграфе.
Привлекать детей к совместному творчеству, активизировать диалогическую речь детей, воображение, мышление
Беседа на тему
«Есть такая профессия – Родину защищать». Уточнить представления детей о военных профессиях; способствовать формированию основ военно-патриотического сознания; воспитывать у дошкольников интерес и уважение к армии
Театр шапочек
"Военные профессии" Продолжать знакомить с военными профессиями (капитан самолета, капитан корабля, пилоты, матросы, разведчики, часовые, саперы, радисты, танкисты, военные врачи, медсестры)
Март Дидактическая игра «Кем работают эти люди?» Продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес
Беседа «Профессия - лесовод» Познакомить детей с профессией лесовода, деятельностью лесничества, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых через формирование представлений о профессии лесника; показать значимость этой профессии для общества и природы
Дидактическая игра «Кто, что делает на работе» Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий
Обучение рассказыванию
Театральная постановка
«Женские профессии» (воспитатель детского сада, учитель начальных классов, медицинская сестра, швея, повар) Учить составлять короткий рассказ на заданную тему, по плану с опорой на картинку.
Познакомить детей с разными женскими профессиями.
Расширять и обогащать словарь.
Формировать грамматически правильную речь, умение излагать свои мысли в логической последовательности
Театр
Тантамареска
Знакомство с профессиями сферы безопасности «Мужские профессии» (полицейский, пожарный, спасатель) Вызывать у детей интерес к окружающему миру.
Формировать реалистичные представления о труде людей.
Расширять знания и представления о профессиях относящихся к сфере безопасности (пожарные, полицейские, спасатели, спецодежда, орудия труда.
Учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
Развивать связную речь: упражнять в умении составлять сюжетный рассказ по серии картинок; совершенствовать грамматический строй речи; обогащать словарь детей (закрепление глаголов по теме).
Развивать любознательность, память, логическое мышление.
Воспитывать чувство гордости за людей данных профессий
Апрель Кукольный театр
«Платье для Золушки» обобщить и расширить представления детей о труде работников ателье; познакомить с некоторыми видами тканей; уточнять и расширять словарный запас по теме «одежда»; формировать умение различать и называть сезонную одежду
Рассматривание серии демонстрационных картин «Мамы всякие нужны. Детям о профессиях» Формировать представления детей о женских профессиях; развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями, составлять описательный рассказ по предметной картине по плану, предложенному воспитателем
Беседа – игра
«Кто где работает?» Закреплять знания детей о профессиях.
Развивать умение рассматривать картины, отвечать на вопросы.
Знакомить детей с основными профессиями, образом жизни людей
Слушание аудиоспектакля «Хочу быть»
Расширять кругозор, представления детей о профессиях; формировать познавательный интерес к труду людей; расширять словарный запас; воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии, бережное отношение к продуктам труда
Дидактическая игра
«Кем работают наши родители» Развивать у дошкольников интерес к миру взрослых людей путем ознакомления со сферами их трудовой деятельности
Беседа
«Зачем человек трудится» Уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе
Фотовыставка
«Профессия моих родителей» Формирование уважительного отношения к людям любых профессий; прививать любовь к труду
Май Театрализованная постановка с использованием кукол
би-ба-бо
«Потребности современного человека»
Познакомить дошкольников с понятием «потребность», со взаимосвязью между удовлетворением потребностей и наличием разнообразных профессий, исторической взаимосвязью профессий и потребностей (потребности современных людей шире, поэтому существует многообразие профессий)
1. Пополнить библиотеку художественной литературой:
В. Маяковский
«Кем быть?»,
С. Михалков
«А что у вас?»,
«Дядя Степа».
Дж. Родари
«Чем пахнут ремесла?»,
К. И. Чуковский
«Айболит» и др. Понимать обобщенное значение пословиц о труде и тружениках.
Развивать поэтический слух
Работа с педагогами
1 Консультации по организации мероприятий проекта Сентябрь
2 Сбор методического материала о ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов театра. В течение
года
Работа с родителями
1 Работа с интернет ресурсами, презентации «Виды театров».
Консультативная помощь по теме проекта В течение года
2 Помощь в организации театрализованных постановок с детьми. Март
3 этап - III этап -заключительный
РППС
1 Пополнение и обогащение центра игры в группе различными видами театров, наглядным материалом для детей по вопросу ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Октябрь
2 Презентация проекта на педсовете в мае.