Папки-передвижки

Проект «Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ»

Андреева Екатерина
Проект «Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Для ребенка семья – это главное в его жизни, это то, с чего начинается его жизнь, где закладываются основы его будущей взрослой жизни.

Ребёнок с ОВЗ большую часть жизни проводят в кругу семьи. Именно семья обладает самым эффективным реабилитационным потенциалом. Но не все родители информированы и имеют особые навыки для помощи в развитии детей с ОВЗ.

Публикация «Проект „Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ“» размещена в разделах

В семье должен быть здоровый психологический климат для того чтобы семья была для ребенка с ОВЗ реабилитационной и развивающей средой. Неумение, незнание родителей создаёт тревогу, раздражение что может стать причиной отказа от ребенка. Обучение родителей улучшает атмосферу в семье и это позитивно сказывается на состоянии ребенка с ОВЗ, повышая благополучие семьи и способствуя профилактике отказов.

Воспитание детей с ОВЗ требует социально-правовой, медицинской, психолого-педагогической грамотности. Стиль воспитания детей с ОВЗ складывается зачастую стихийно и информированность родителей как следует воспитывать детей с ОВЗ, обрывочна.

Необходима разработка психо-коррекционной работы для преодоления внутриличностных конфликтов и проблем родителей и детей с ОВЗ.

Актуальность проекта.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи : меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

В документах, положенных в основу данной работы понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» - это дети, имеющие различные отклонения психологического и физического плана, которое обуславливают нарушения общего развития, не позволяющее детям вести полноценную жизнью.

Семья с ребенком ОВЗ - это семья с особым статусом, особенности и проблемы, которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но и занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи от внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

Проблема проекта.

Необходимо донести информацию родителям о важности семьи в жизни ребенка, как дома, так и вне него. Без правильной поддержки со стороны семьи ребенок с ОВЗ не может справиться с внешними нагрузками, что может повлечь большое количество как психологических, так и физических проблем.

Цель проекта.

Разработка модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников через практическую совместную деятельность, повышение уровня знаний педагогов и родителей в этой области.

Задачи проекта.

1. Преодоление родителями иррациональных идей из прошлого; отрицания реального состояния ребенка; блокады позитивных сценариев-ожиданий; искаженного восприятия окружающих и себя в связи с негативными переживаниями; блокады позитивных эмоций и отрешенность; симбиоза с ребенком, утраты своих индивидуальных границ; фиксации на прошлом; дезадаптивного защитного поведения; индивидуального и ролевого регресса; разобщенности с другими членами семьи; беспомощности; чувства вины, неполноценности и страхов.

2. Осознание и понимание родителями связи своих идей, восприятия, чувств, поведения; прав и потребностей своего внутреннего «Я»; работы психологической защиты, ее адаптивного и дезадаптивного значения; других.

3. Формирование желания у родителей меняться; принимать новые адаптивные идеи; моделировать реалистичный сценарий развития семьи в целом; непосредственно воспринимать реальность; выражать свои чувства и высказывать свои идеи; принимать ребенка и других членов семьи.

4. Формировать родительскую автономность; развитие навыков утверждения себя; развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля; овладение навыками саморегуляции.

5. Обучение способам развития двигательной сферы и формирования навыков самообслуживания; способам развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации; приемам коррекции познавательного развития: процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; приемам развития речи и коммуникативной сферы ребенка; способам коррекции негативных поведенческих проявлений; приемам формирования и развития ведущей игровой деятельности ребенка.

Реализация этих целей и задач осуществляется через гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.

Ожидаемые результаты проекта.

В результате проведенной работы с родителями ожидаются следующие результаты:

• Улучшение психологического климата в семье, и как следствие в группе;

• Снижение уровня тревожности у родителей и детей, повышения уровня уверенности в успехе ребенка;

• Обучение родителей некоторым коррекционным методикам, повышение педагогической грамотности родителей.

Сроки разработки и реализации проекта.

Данный проект относится к долгосрочном проектам, срок реализации сентября 2019 года по июнь 2020года. Работа проекта осуществляется на базе старшей группы ОНР №13 МБДОУ «Детский сад №14» ИГО СК. Для реализации необходимы следующие ресурсы:

• Помещение группы;

• Музыкальный зал;

• Канцтовары, проектор, экран, компьютер, колонки;

• Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы, медицинский работник.

Примерное календарно-тематическое планирование работы с родителями.

Программа предусматривает следующие разделы:

Раздел 1. Коррекция психологического состояния семьи

Содержание работы представлено индивидуальнаой диагностикой и определением конкретных целей для каждой семьи.

Индивидуальная работа осуществляется в виде беседы и последующих индивидуальных занятий с родителями ребенка с ОВЗ. Устанавливается личный контакт между воспитателями, логопедом, психологом и родителями ребенка с ОВЗ, для определения потребности в посещении групповых занятий. Психолог проводит диагностическое исследование с помощью специальных методик. Определяются проблемы данной семьи.

Раздел 2. Обучение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ формам и приемам коррекционной работы.

На данном этапе идёт ознакомление родителей с особенностями развития детей с ОВЗ, определяются эффективные способы внутрисемейного взаимодействия, осуществляется обучение родителей приемам коррекционной работы.

Календарное планирование работы.

Дата Тема, вид работы Задачи, цели, содержание

Сентябрь

1-2 недели Диагностика Определение конкретных целей работы по средства анкетирования, наблюдения, бесед, рисования ребенком «Мой день» .

3 неделя Консультация для родителей «У вас «необычный» ребенок» Ознакомить родителей с понятием ребенок ОВЗ и его возможностях.

4 неделя Совместная поделка из овощей, фруктов, природного материала «Дары осени» Помочь наладить партнерские взаимоотношения родителя и ребенка, формирование активного участия в социальной жизни.

Октябрь

1неделя Родительское собрание «Особенности и потребности ребенка с нарушениями речи», индивидуальные беседы Ознакомить родителей с особенностями формирования речи, вооружить их необходимыми знаниями по формированию правильной речи у детей.

2 неделя Консультация для родителей «Внутрисемейные отношения и их воздействие на ребенка» Показать родителям влияние семьи на ребенка, его поведение и социальные функции.

3 неделя Консультация для родителей «Поможем тревожному ребенку» Ознакомить родителей с понятием «детская тревожность», его симптомами и последствиями; научить купировать приступы тревожности у ребенка.

4 неделя Спортивное развлечение «Здравствуй, осень» Показать родителям таланты ребенка, его успехи, также возможность активного участия ребенка в жизни группы и сада.

Ноябрь

1 неделя Круглый стол «Пальчиковая гимнастика. Нужна ли она?» Ознакомить родителей с методикой пальчиковой гимнастики, научить некоторым видам гимнастики, объяснить важность данной методики в формировании и развитии мозговых функций.

2 неделя Изготовление кормушек для птиц Формирование экологического мировоззрения, налаживание партнерских взаимоотношений

3 неделя Спортивное развлечения «Смотрите, как могу» Помочь наладить партнерские отношения между родителями и ребенком, показать физические возможности ребенка, налаживание отношений внутри родительского коллектива.

4 неделя Консультация для родителей «Важность прогулки и игры в холодное время года» Сформировать знания о закаливании, профилактике ОРВИ, осенних и зимних наблюдениях.

Декабрь

1 неделя Семинар-практикум «Игры и упражнения для развития дыхания» Познакомить родителей с методикой дыхательной гимнастики, заучить некоторые виды дыхательной гимнастики, объяснить функции и цели.

2 неделя Конкурс совместных поделок «Зимние виды спорта» Помочь наладить взаимоотношения родителей и детей, помочь увидеть возможности своего ребенка, формирование активного участия в социальной жизни.

3 неделя Родительское собрание «Чем заняться в новогодние праздники» Показать родителям возможности арт-терапии, ознакомить родителей с основами данной технологии.

4 неделя Спортивное развлечение «Бюро забытых вещей» Создание праздничной атмосферы, радостного настроения, улучшения взаимоотношений между родителями, также между родителями и детьми; показать родителям социальные возможности малыша.

Январь

2 неделя Индивидуальные беседы и занятия. Помочь родителям и детям в налаживании взаимоотношений.

3 неделя Семинар-практикум по обмену опытом среди родителей Обмен опытом среди родителей способствует формированию тесных взаимоотношений, снижению уровня тревожности родителей, повышении их компетентности.

4 неделя Консультация для родителей «Детско-родительские взаимоотношения в семье» Познакомить с разновидностями отношений в семье, способах преодоления проблем в отношениях, методах улучшения взаимоотношений.

Февраль

1 неделя Выставка детских работ «Мы со спортом дружим» Продемонстрировать творческие способности детей, формирование здорового образа жизни.

2 неделя Консультация для родителей «Аудиосказки. Если мама занята» Показать родителям один из методов взаимодействия с ребенком.

3 неделя Совместное празднование «Посылка солдату» Формирование дружественных взаимоотношений между родителями и детьми, совместный сбор посылки для военнослужащих.

4 неделя Консультация для родителей «Формирование самостоятельности и самоконтроля у детей 5-6 лет» Ознакомить родителей с возможностями и необходимостью формирования навыков самостоятельности и самоконтроля.

Март

1 неделя Практическое занятие «Играйте вместе с ребенком» Показать родителям возможности игровой технологии, ее роли в коррекции поведенческих качеств

2 неделя Диспут : «Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей» Помочь родителям поставить правильные цели и задачи, помочь в их осуществлении.

3 неделя Консультация для родителей «Эмоциональный интеллект ребенка» Сформировать понятие «эмоционального интеллекта», его важности в жизни ребенка, отметить особенности развития эмоций у детей с ОВЗ

4 неделя Индивидуальные беседы, консультации. Помочь родителям и детям в налаживании взаимоотношений, озвучить родителям проблемные места в обучении детей.

Апрель

1 неделя Совместные поделки детей и родителей посвященные празднику Пасха Налаживание детско-родительских отношений, духовно-нравственное воспитание, передача семейных пасхальных традиций

2 неделя Консультация для родителей «Агрессия у ребенка» Познакомить родителей с понятием детской агрессии, и методиками ее купирования.

3 неделя Консультация для родителей «Современные мультфильмы и ребенок» Объяснить родителям влияние мультипликационной продукции на психику ребенка.

4 неделя Памятка для родителей «Ребенок и дорога» Формирование правильного поведения на дороге, отметить важность родительского примера.

Май

1 неделя Совместные поделки к празднику 9 мая Формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, налаживание детско-родительских отношений.

2 неделя Посещение родителей и детей праздничной демонстрации посвященной 9 мая Налаживание детско-родительских отношений, формирование чувства приобщенности к общегосударственным ценностям

3 неделя Родительское собрание «Давайте подведем итоги» Ознакомление родителей с итогами года (в индивидуальном порядке, постановка задач на летний период.

4 неделя Консультация для родителей «Детские неврозы» Познакомить родителей с понятием «детский невроз», его симптомами и последствиями; дать рекомендации по преодолению нервных состояний.

Июнь

1 неделя Консультация для родителей «Методы снятия нервного напряжения родителей через игру» Дать понять что родитель может уставать, и показать методы правильной борьбы с усталостью и стрессом.

2 неделя Консультация для родителей «Летние развлечения» Отметить важность летнего периода в формировании здоровья ребенка как физического, так и психического.

3-4 неделя Диагностика достигнутых результатов Проведения анкетировании среди родителей, «Здоровый родитель – здоровый ребёнок», анализ результатов

Заключение: Доверительные отношения устанавливаются в совместной деятельности воспитателя,спечиалистов, родителей и детей. Шаг за шагом постепенно налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно и комфортно.

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками. Они начинают проявлять искренний и живой интерес к жизни группы и детского сада в целом.

Таким образом, данный проект, направленный на повышение уровня сотрудничества, взаимодействия с родителями детей с ОВЗ через вовлечение их в различные, активные формы совместной деятельности начинает приносить положительные результаты. В ходе проекта у многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ :

- расширяется представление о собственной компетентности,

- появляется уверенность в своих силах,

- приходит понимание своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка.

Родители начинают принимать активное участие в процессе обучения и воспитания собственного ребенка, родители и их «особенный» ребенок приобретают неоценимый опыт совместного общения и взаимопонимания.

Вы все прекрасно знаете, что организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели.

Список используемой литературы.

1. Антипина Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ//Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. - С. 88-94

2. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ. - 2002. - № 4. - С. 66-70

3. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: пособие. - М. : "Айрис-пресс", 2010. - 107 с.

4. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ "Сфера", 2010. - 112 с.

5. ДобсонДж. Непослушный ребенок : Практическое руководство для ро-дителей. — М., 1992.

6. Жукова И. С, Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. —

7. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.

9. Филичева Т. Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.

Публикации по теме:

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника» Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду»Опыт работы «Взаимодействие с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду» Одной из целевых установок ФГОС ДО является создание условий для позитивной социализации ребенка. В процессе адаптации ребенок берет на.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста»Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» Методическая разработка для воспитателей "Семейных детских садов". Часть 1Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться.

Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у'же.

Работа с родителями на тему: «Как я представляют своего ребенка в школе». Консультация при подготовке детей к школе. ЗАДАЧИ: способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период.

Работа с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделокРабота с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделок В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных.

Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письмуЗначение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму Значение подготовки руки ребенка-дошкольника к письму. Уже давно известно, какую пользу несет моторика руки: это развитие соответствующих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ»
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 19:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Работа с семьей ребенка-дошкольника с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Андреева Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД