Наталья Иванова
Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для воспитателей "Семейных детских садов". Часть 1
Примерно к году жизни здоровый ребенок начинает активно интересоваться предметным миром вокруг себя. Общение со взрослым становится ситуативно - деловым. Воспитатель использует возможности такого общения для построения безопасного развивающего игрового мира вокруг ребенка.
Для плодотворной работы необходимо ежедневное планирование, с учетом возраста ребенка, его индивидуальных психофизических возможностей.
Публикация «Проект „Игрушки“, или „Предметный мир ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Можно начать формировать игровую предметную среду с самого простого.
Тема недели: "Мячи и шары"
Цель: познакомить ребенка с новыми игрушками - пластмассовыми разноцветными шарами одного размера; с резиновыми мячами, мягкими мячами.
Задачи:
- обогащать сенсорный опыт ребенка, совершенствовать зрительные, тактильные, слуховые ощущения;
- учить манипулировать шарами и мячами: катать по полу и с горки, бросать и др. ;
- учить убирать игрушки в ящик для хранения;
- приучать ребенка узнавать мяч на картинке;
- обогащать пассивный словарный запас ребенка, развивать активную речь, в том числе посредством восприятия коротких стихотворений.
В время организованных игр у ребенка резко активизируются мыслительные процессы, поэтому занятия со знакомыми игрушкам необходимо постепенно усложнять.
Не лишним будет использовать свободную минутку и организовать игру из подручных предметов.
Или просто внести разнообразие.
Занятия доставляют удовольствие не только ребенку, но и взрослому, наблюдающему курьезные моменты.
Ставя примерно те же цели и задачи, воспитатель составляет краткий план-конспект интегрированного занятия.
Тема недели: "Строительный материал"
День первый.
Показать ребенку разноцветные кубики, учить ставить их друг на друга.
Показать кубики на иллюстрации в книге-пособии "Мои любимые игрушки" (серия "Семь гномов", изд. "Мозаика-синтез")
День второй.
Познакомить ребенка с крупными игрушками-геометрическими телами (кубики,цилиндры, призмы). Учить строить «дома»: устанавливать на кубик «крышу» (призму,
конус)
День третий.
Формирование интереса к познанию мира: дидактическая игра «Кто в домике живет».
Речевое развитие: игра "Кто как говорит" (повторение простых слогов "ав-ав" и др.)
Развитие моторики рук: продолжать учить строить "дом" (устанавливать один предмет на другой).
День четвертый.
Познакомить ребенка со строительным материалом - "стаканчиками" разного размера и цвета (производство IKEA), показать, каким образом из них можно построить "башню".
День пятый.
Учить строить башню из трех красных кубиков разного размера.
Учить находить кубики на иллюстрации в пособии "Мои любимые игрушки" (серия "Семь гномов", изд. "Мозаика-синтез").
Через некоторое время занятия со строительным материалом необходимо усложнять.
Тема дня: "Строительный материал"
Вариант 1
Игра-конструирование "Построим дом для мышки, построим дом для лягушки".
Обогащение словарного запаса: "Как пищит мышка, как квакает лягушка".
Вариант 2
Учить использовать различный строительный материал в игре: "Перевезем кубики в машине".
Речевое развитие: обогащение пассивного словаря; учить произносить некоторые слоги, простые слова ("би-би" и др.).
Тема недели: "Пирамидки"
Детская пирамидка – отличная развивающая игрушка. Сборка пирамидки, сортировка ее колец способствуют развитию интеллекта и логического мышления, совершенствуют мелкую моторику рук, координацию движений, учат восприятию цвета, формы и размеров.
Из кружочков разноцветных
Пирамидку соберу,
А потом сниму верхушку
И рассыплю по ковру. (И. Долматова)
Знакомство с пирамидками лучше начинать с классических вариантов.
Занятия с использованием пирамидок можно построить по-разному. Например, при знакомстве с мягкой игрушкой-петушком, можно прочитать ребенку фольклорное стихотворение, рассмотреть иллюстрацию в книге-пособии и попробовать собрать пирамидку-петушка.
Или, после прочтения ребенку стихотворения о лягушках, предложить построить для зеленой лягушки зеленый дом и, в заключение занятия, поиграть с пирамидкой-лягушкой.
В интегрированных занятиях с детьми раннего возраста можно использовать более сложные пирамидки в виде сказочных героев или животных. Но такие пирамидки дети самостоятельно соберут не ранее трех лет.
Благодарю за внимание! Продолжение следует.
В публикации использованы фотографии из личного архива.