Светлана Сурнина
Проект «Путешествие по сказкам Д. Н. Мамина-Сибиряка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Авторы проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.
2. Руководители проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.
3. Кадры: воспитатель группы, родители, дети подготовительной группы
4. Район, город, представивший проект : город Березники
5. Адрес организации: улица Веры Бирюковой д. 3
6. Телефон: 23-22-78
7. Вид, тип проекта : групповой, познавательно-речевой, краткосрочный
Публикация «Проект „Путешествие по сказкам Д, Н, Мамина-Сибиряка“» размещена в разделах
8. Цель, направление деятельности проекта : содействовать приобретению детьми знаний о биографии и творчестве писателя жившего в родном городе.
9. Задачи:
познакомить с жизнью и творчеством писателя Д. Н. Мамина - Сибиряка.
формировать устойчивый интерес к чтению и книгам
воспитывать такие нравственные качества, как честность, порядочность, а также представления о добре и желание противостоять злу
прививать чувство любви к малой Родине, к ее природе
развивать познавательные интересы
развивать связную речь через представление театральных сценок, приготовленных совместно с родителями, перед сверстниками, через представление своих творческих работ
развивать желание изготавливать поделки в художественной мастерской.
10. Краткое содержание проекта : посвящен ознакомлению с родным городом, биографией писателя, жившего в нашем городе и его творчеством, адресованным детской аудитории. Содействует развитию связной речи.
11. Место проведения: музыкальный зал, группа,
12. Сроки проведения: 2 недели
13. Количество участников проекта : (взрослые, дети) 20 детей, 15 взрослых
14. Возраст детей: подготовительная группа (6-7лет)
15. Содержание проекта :
Совместная деятельность:
Литературная викторина «Алёнушкины сказки» по творчеству Д. Н. Мамина - Сибиряка (приложение № 1)
Беседа «Животные Урала в сказках Мамина -Сибиряка»
Составление и отгадывания загадок про персонажей сказок Мамина -Сибиряка.
Создание коллективной работы «Наша сказочная страна»
Чтение художественной литературы: «Серая шейка», «Приёмыш»
Ситуативные беседы: «Мы пришли в лес», «Будем беречь и охранять природу»
Игра-драматизация: «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание иллюстраций к циклу «Аленушкины сказки»
Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина -Сибиряка "Серая Шейка" (приложение № 2)
Лепка по сказке «Про зайца длинное ухо, косые глаза, короткий хвост» (девочки – зайцы); по сказке «Про комара Комаровича» (мальчики – медведи).
Аппликация по сказке «Серая шейка» (мальчики - уточка); по сказке «Приемыш» (девочки – лебеди).
Конструирование оригами «Жители Уральского леса»
Просмотр фильмов по сказкам
Прослушивание аудиозаписей сказок
Дидактические игры: «Узнай. Где я нахожусь», «Карта Урала», «Иллюстрации к сказкам», «Природа Урала», «Кто где живет»
Работа с родителями:
Выставки семейных работ «Мастерим и рисуем сказки».
Оформление книжного уголка «Любимые сказки
Папка - передвижка «Д. Н. Мамин - Сибиряк и его сказки»
Приложение № 1
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
«АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ»
ПО ТВОРЧЕСТВУ Д. Н. МАМИНА – СИБИРЯКА
Дети входят в музыкальный зал под музыку.
Ведущий: «…Эти маленькие безделки доставят мне больше популярности, Чем все написанное ранее для большой публики». Д. Н. М – Сибиряк.
Именно такие слова говорил Дмитрий Наркисович про «Алёнушкины сказки».
«Аленушкины сказки» Д. Н. М – Сибиряк посвятил своей дочери. В детстве Аленушка часто болела, и отец, сидя у ее кровати, рассказывал сказки. Сегодня мы снова будем вспоминать эти сказки, ведь вы их уже прочитали. Вспомним героев, названия сказок. А кто правильно ответит на вопросы, будет отмечен призом.
Итак, начинаем викторину.
1. С каких слов начинается «Присказка» этих сказок?
(«Баю-баю-баю… Один глазок у Аленушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает»).
2. Продолжи название сказки «Сказка про храброго зайца - …»
(длинные уши, косые глаза, короткий хвост)
3. Следующую сказку открываем и читаем :
«- Как хорошо! Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, - хорошо, хорошо. И все мое.» Кто так говорил? Кто оказался таким жадным? (козявочка)
4. Как называется сказка, главной героиней которой является козявочка? («Сказка про козявочку»)
5. Кто кого хотел слопать в «Сказке про Комара Комаровича - длинный нос и мохнатого Мишу - короткий хвост?
(комар медведя)
Разные герои сказок Мамина – Сибиряка разговаривают человеческим голосом – это жучки, цветочки, травка, птицы и животные.
6. Вот герои другой сказки Мамина – Сибиряка, между которыми идет такой разговор:
«- Милая, идите ко мне… Какая красивая у меня паутинка!
- Покорно благодарна… Вот еще нашелся приятель! Знаю я, что такое твоя красивая паутинка. Наверно, ты когда- нибудь был человеком, а теперь притворяешься…»
Назовите, между кем и кем идет разговор? (мухой и пауком)
7. Вспомните, как называется сказка, главной героиней которой является муха? («Сказка о том, как жила-была последняя муха»)
Музыкальная пауза. Танец «Уральский хоровод»
8. А вот этот сказочный герой говорит про себя:
«Я самая умная птица!»
Кто это среди всех птиц оказался умнее? (индюк).
Другие птицы – соседи не согласны были с этим утверждением. Но вот однажды, вдруг этому поверили, когда на птичьем дворе что-то произошло.
9. Какое событие произошло на птичьем дворе, которое подтвердило слова индюка о том, что он «самая умная птица». (Разговор индюка с ежом)
10. Вспомните название данной сказки? («Умнее всех»)
Скажите, дорогие ребята, какие птицы живут в нашем городке?
(Воробьи, сороки, вороны)
Одна из таких ворон жила в сказке Мамина – Сибиряка.
11. Назовите сказку, в которой главной героиней является ворона?
(«Сказочка про воронушку - черную головушку и желтую птичку канарейку»)
12. Что за неведомая птица поселилась на жительство в гнезде вороны, которую та считала не птицей?
(желтая канарейка)
Прежде, чем мы откроем следующую сказку, давайте же вспомним, какие варятся каши?
(гречневая, пшеничная, рисовая, манная и т. д.)
13. Вспомните, в какой сказке Мамина – Сибиряка варилась каша?
(«Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»)
14. Уточните, какая каша варилась в сказке Мамина -Сибиряка? (овсяная)
Викторина наша подошла к концу, потому что Аленушка заснула.
15. И у меня последний вопрос: вспомните, когда Алёнушка засыпала, кем она хотела быть? (царицей)
А вот я, хочу пожелать, чтобы вы были умными и прочитали все книжки Мамина - Сибиряка.
Давайте подведем итоги нашей викторины и узнаем, кто же стал победителем.
Приложение № 2
Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина - Сибиряка "Серая Шейка".
Цель: развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению.
Задачи:
• Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная полянка, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка).
• Вызвать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
• Учить изображать предметы по памяти и с натуры, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги);
• Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения па листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше, передавать соотношение изображений по величине.
• Учить передавать движения людей, животных.
Воспитатель: - Со сказкой всегда интересно Сказки все любят читать Сегодня попробуем вместе Смысл сказки понять. - Прежде чем мы приступим к рисованию, вспомним сказку "Серая Шейка", которую мы недавно читали. Кто из вас знает автора этой книги, кто е написал? Дети: - русский писатель Мамин-Сибиряк.
Воспитатель: Правильно, это Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович. Этот писатель очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, повадками животных и птиц. Вот как он описывает птиц к отлту. Монолог: «Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привл птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч верст». Послушайте еще отрывок: «Холодный осенний ветер отрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжелыми облаками, ронявшими мелкий осенний дождь. Вообще, хорошего было мало, и который день уже неслись мимо стаи перелетных птиц…» Воспитатель: Кто такая Серая Шейка? Серая шейка была взрослой уткой или ребенком? У не были родители?
Воспитатель: Как вы думаете, почему "Серая Шейка" не могла улететь со своей стаей? С кем подружилась уточка? Что происходило до того момента, когда появился охотник? Ответы детей.
Воспитатель: послушайте отрывок из сказки : «Соскучилась я по тебе, уточка. Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива. И лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце. Но лиса не могла подобраться к самой воде, потому что там лед был еще очень тонок». Что сделал охотник? Чем окончилась эта история? Ответы детей.
Воспитатель: Я приготовила несколько иллюстраций к этой сказке. Давайте их расположим в нужном порядке. (Совместно с детьми вспоминаются эпизоды сказки по сюжетным картинкам, один ребенок располагает в нужном порядке на доске.)
Воспитатель: Послушайте еще один отрывок из сказки : Старичок подумал-подумал, покачал головой и решил: - А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются. А весной ты старухе яичек нанесешь да утяток выведешь. Так я говорю? Вот то-то, глупая. Старичок добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.
Воспитатель: Вот мы с вами собрали книжку. Сегодня мы с вами, сами сделаем книгу из ваших рисунков, но для этого нам нужно распределить, кто какой эпизод из сказки будет рисовать.
Распределение по желанию детей. Динамическая пауза.
Воспитатель: На носочки встанем Облачко достанем На корточки присели Травушку погладим Руками- крыльями взмахнем Как утята поклюм В стайки соберемся Друг другу улыбнемся Мы сумели отдохнуть И готовы в дальний путь.
Воспитатель: Перед тем как вы приступите к рисованию, давайте вспомним порядок работы, как вы разместите на листе свой персонаж? Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на образцы, на эскизы работ. Вначале рисуем карандашом, затем красками.
(В течении работы детей подходить, помогать, поддерживать словом, вспоминать сюжет сказки, подсказывать детали. Просмотр готовых рисунков.)
Воспитатель: У нас получились иллюстрации к сказке "Серая Шейка", теперь мы можем сделать свою собственную книжку. Подождем пока наши рисунки высохнут, а потом соберем по порядку сказку из ваших рисунков. Ребята, давайте вспомним чем закончилась сказка? А как бы поступили вы, если бы нашли в лесу беспомощную птицу?