Гордийчук Надежда
Проект для второй младшей группы «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем».
В. А Сухомлинский.
Введение.
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых русский народ создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является народное творчество. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно народное творчество становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Публикация «Проект для второй младшей группы „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присущая всем народам. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению разработан проект «Путешествие по сказкам», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Информационная карта проекта
Тип проекта : познавательно-речевой, творческий.
Название проекта : «Путешествие по сказкам»
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети, воспитатели, педагоги-специалисты, родители
Место реализации проекта : МБДОУ детский сад №70 комбинированного вида
Возраст детей: дети второй младшей группы 3-4 года
Актуальность.
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребёнка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу
Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребёнка играет колоссальную роль.
Цель.
Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу, создать положительный эмоциональный настрой.
Задачи для детей:
1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством художественной литературы.
2. Развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей.
3. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.
4. Формировать у детей социальные умения и навыки поведения.
5. Развивать эмоциональное отношение к героям сказок.
6. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
7. Способствовать формированию нравственных качеств.
8. Воспитывать желание к общению с книгой и бережному отношению к ней.
9. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Задачи для педагога:
Развитие творческого потенциала ребенка.
Задачи для родителей:
1. Заинтересовать родителей расширением читательского кругозора дошкольника, знакомя его с произведениями различных жанров, знакомить с русскими народными сказками.
2. Развитие совместного творчества родителей и детей.
3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Ожидаемые результаты.
- Дети хорошо узнают сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя», «Рукавичка», «Курочка Ряба».
- В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь.
- У детей появится интерес к играм, драматизациям.
- В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами кукольного, настольного театра.
- Родители принимают активное участие в проектной деятельности, поделки с изображением героев сказок, подборка раскрасок «Герои сказок».
Этапы проекта
1этап - подготовительный
• Изучение методической литературы по теме.
• Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
• Консультации для родителей через папки-передвижки
• Подбор наглядно-дидактических пособий
• Оформление книжного уголка.
• Анкетирование (Приложение 1).
• Консультация для родителей по теме: «Русская народная сказка в жизни Вашего ребёнка» (Приложение 2).
2этап - основной
Беседы на темы: «Что такое сказка?», «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?».
Непосредственно образовательная деятельность.
Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь».
Тема: НОД по рисованию «День рождения Колобка».
Тема: «Домик для зверей».
Тема: «В гостях у сказки»
Чтение художественной литературы (Приложение 3)
Чтение, прослушивание (аудиозаписи) и видеопросмотр сказок «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».
Загадывание загадок о героях сказок, о животных.
Рассматривание иллюстраций и книг по сказкам.
Настольный театр по сказке «Колобок».
Игровая деятельность (Приложение 4)
Пальчиковые игры: «Любимые сказки», «Репка», «Бабочка», «Сказки», «Теремок».
Дидактические игры, настольно-печатные игры: «Сложи сказку из кубиков», «Кто лишний?», «Расскажи сказку по сюжетам», Лото «Кто спрятался», пазлы «Наши добрые сказки»
Подвижные игры: «Покажи, кто это», «Волк и козлята», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».
Конструирование «Построим теремок для животных»
Театрализация сказки «Теремок на новый лад» (Приложение 5)
3этап – заключительный
Показ родителями сказки «Репка».
Организация выставки поделок родителей и детей на тему «Русские народные сказки».
Работа с родителями.
Буклеты «Сказка в жизни ребенка»
Информация для родителей «Роль сказки в воспитании детей».
Наглядно- информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»
Полученный результат.
Дети умеют играть в русские народные сказки.
Создана система работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Развитие диалогической и монологической речи детей.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.
Методическая литература
1. С. Н. Ушакова, И. В. Гавриш «Знакомство детей с литературой»
2. Т. С. Комарва «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. И. Л. Лыкова «Изодеятельность в детском саду»
4. Е. А. Румянцева Проекты в ДОУ «Практика обучения детей 3-7 лет»