Ольга Евгеньевна Семенцова
Проект «Путешествие по сказкам» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок»
Краткосрочный проект
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2024
педагога-психолога Семенцовой О. Е. совместно с учителем-логопедом Бычихиной О. И. старшей и подготовительной группы
«В гости к сказкам»
Разработали:
педагог-психолог Семенцова О. Е.,
учитель-логопед Бычихина О. И.
2024г.
Краткосрочный – 2 недели (с 13.11.2024 по 28.11.2024г.)
Проблема: В наше время, к большому сожалению, планшеты, гаджеты и компьютеры вытесняют книги из жизни ребенка. Особенно это происходит с теми детьми, кому чтение дается с большим трудом. Поэтому пока у них есть свободный доступ к планшетам, смартфонам и домашним ПК, мальчики читать не будут. Девочки, скорее всего, будут заниматься чтением. У них зависимость от гаджетов гораздо слабее. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому я решила уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества. Сказка имеет историческое значение для русского народа, являясь отражением самобытной русской культуры и историей. Сказки прекрасно отображают национальную культуру народа. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного-художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве. Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.
Задачи работы педагога-психолога:
o Создание среды психологической поддержки детям.
o Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
o Совершенствование мелкой моторики.
o Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
o Развитие зрительно-моторной координации.
o Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
o Снятие тревожности у детей при негативном настрое.
o Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 Этап - Подготовительный (разработка проекта)
o определение проблемы;
o постановка цели, задач;
o сбор информации, литературы, дополнительного материала.
o составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Организация выставки рисунков по мотивам сказок - совместная работа ребенка с родителями.
3. Выставка поделок -книжек на тему: «Сказка моего ребенка».
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок.
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Загадки о сказках, героях сказок.
10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями:
1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
2. Чтение сказок с детьми.
3. Придумывание сказок с детьми.
4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
5. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
2 Этап – Исследовательский
o работа по плану;
o выполнение проекта.
Перспективный план основного этапа
День недели Мероприятия Ответственный
Понедельник - Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Самостоятельное составление сказок.
- Выполнение совместно с родителями самодельных книжек на тему «Сказка моего ребенка» (домашнее задание) Педагог-психолог, учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Вторник - Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки «Из какой я сказки?».
- Дидактическая игра «Найди отличия». Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Среда - Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
- Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»
- Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)
Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Четверг - Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Настольный театр
- Консультация для родителей: «Роль сказки в жизни ребенка» Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Пятница - Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки.
- Дидактическая игра «Найди отличия». Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Понедельник Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»
- Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам) Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Вторник Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки. Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Среда Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Самостоятельное составление сказок.
Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации» Педагог-психолог
учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Четверг Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки. Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
Пятница - Викторина «Путешествие по сказкам» (итоговое мероприятие)
- Организация выставки самодельных книжек руками родителей «Сказка моего ребенка». Педагог-психолог учитель-логопед
Воспитатели старших и подготовительной групп
3. Этап – Заключительный
o презентация проекта
o подведение итогов, анализ ожидаемого результата
o обобщение результатов работы.
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, познакомились с русскими народными пословицами, поговорками, получили знания о народных традициях, обычаях, обрядах, расширили понятия о народном искусстве.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.