Ничуговская Елизавета
Проект «Путешествие на воздушном шаре» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 60»
«Путешествие на воздушном шаре»
Выполнила:
воспитатель группы
детей среднего возраста №5
Ничуговская Е. С.
Воронеж 2022
Содержание
Длительность проекта : 3
Участники проекта : 3
Актуальность проекта : 3
Программное содержание: 3
Цель проекта 3
Публикация «Проект „Путешествие на воздушном шаре“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
Задачи проекта : 3
Необходимые материалы 4
Предполагаемый результат 4
План работы над проектом 4
Подготовительный этап проекта (1-я неделя) : 4
Исследовательский этап проекта (2-я неделя) 5
Взаимодействие с родителями: 5
Заключительный этап 5
Экспериментальная деятельность с использованием воздушных шариков 6
Занятие – эксперимент «Воздушный шарик» 6
Опыт №2 8
Сценарии развлечений и культурных практик с воздушными шарами 9
Тема: «Шарики воздушные» (культурная практика- аппликация) 9
Тема: «Шарики воздушные» (культурная практика- рисование) 10
Подвижные игры с использованием воздушных шаров 13
"Воздушный шарик" 13
«Воздушный шар» 14
«Попади мешочком в круг» 14
«Кто бросит дальше мешочек» 15
"Достань до шарика" 15
Стихи про воздушный шарик 16
Длительность проекта : краткосрочный (28 февраля-15 марта)
Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели и родители.
Актуальность проекта : Яркие воздушные шары вызывают у детей много радости, смеха и веселья. Но игры с воздушными шарами - это не только увлекательная, веселая игра, но и прекрасное познание окружающего мира, начиная с младшего возраста. Веселые и подвижные игры с воздушными шариками для детей — это самое увлекательное и безопасное развлечение. Их можно проводить и в помещении, и на улице. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Программное содержание: Обогатить знания детей о воздушных шарах; Познакомить детей с качествами и свойствами резины (эластическая, мягкая, гладкая, водонепроницаемая).
Цель проекта : создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей; художественно-эстетического развития.
Задачи проекта :
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
- содействовать укреплению связи педагогов с семьей.
- развивать воображение, эстетические чувства.
- В качестве сопутствующего понятия познакомить с материалом "Резина" и его свойствами
- Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.
- Поощрять стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний
- Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём
Необходимые материалы: воздушные шарики различной формы, таз, цветная бумага, картинки с контуром воздушного шара, краски, посуда для краски.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- художественно-эстетическое развитие
- создание видео фильма с участием детей.
План работы над проектом
Предварительная работа
• Выбор темы
• Изучение интернет-источников по теме разнообразия воздушных шаров
• Создание картотеки игр, опытов и фокусов с воздушными шарами
• Разработка конспекта поисково-экспериментальной деятельности для знакомства детей со свойствами резины
Подготовительный этап проекта (1-я неделя) :
1. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
2. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о воздушном шаре.
3. Составление конспектов тематических занятий и развлечений.
4. Составление и создание опытов, экспериментов с воздушными шарами.
Исследовательский этап проекта (2-я неделя)
День недели Мероприятие
Понедельник Вводная беседа и наблюдения "Все о шарике узнаем".
Опытно-экспериментальная деятельность
Подвижная игра
Вторник Опытно-экспериментальная деятельность
Подвижная игра
Просмотр мультфильма
Среда Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Подвижная игра
Релаксация (интерактивная доска)
Четверг Художественно-эстетическое развитие (аппликация)
Подвижная игра
Пятница Развлечение
Дискотека с шарами
Взаимодействие с родителями:
1. Покупка воздушных шаров
2. Изготовление дидактического материала
Заключительный этап
Подведение итогов проекта, создание презентации по проекту, создание архива фото- и видеоматериалов проекта, выступление на итоговом педсовете.
Экспериментальная деятельность с использованием воздушных шариков
Занятие – эксперимент «Воздушный шарик»
Цель: дать детям представления о воздухе.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха.
2. Познакомить воспитанников со способами обнаружения воздуха.
3. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
4. Развивать у детей умение сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Материалы: разноцветные шары по числу воспитанников, насос для шариков
Ход:
Воспитатель (загадывает загадку) :
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Дети: Воздушный шар
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришел воздушный шарик
(демонстрируется шарик с нарисованным улыбающимся лицом). Как вы думаете, он рад встрече?
Дети: Да, потому что улыбается.
Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, почему шарик называют воздушным?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Давайте познакомимся с воздухом поближе (раздаются ненадутые шарики).
Дети устанавливают, что они мнутся и тянутся.
Воспитатель: А теперь посмотрите на свои шарики и на нашего гостя. Они похожи? Чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Наш гость такой большой и круглый, потому что внутри него воздух. А как вы думаете, воздух легкий или тяжелый?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям поиграть с воздушным шариком, чтобы убедиться, что воздух невесом.
Подвижная игра «По кругу» :
Дети встают в круг, под музыку передают друг другу воздушный шарик. Когда музыка останавливается, ребенок, у которого в этот момент находится шарик, должен покружиться с шариком над головой.
Воспитатель: С шариком мы поиграли, выяснили, что воздух невесом. А что мы не еще можем сказать о воздухе?
(воспитатель выпускает воздух из шарика, обращает внимание на звук и на выходящую струю воздуха).
Воспитатель: Мы убедились, что внутри шарика есть воздух. Мы знаем, что он невидимый, но можем его услышать. Какой звук издавал шарик?
Дети: ш-ш-ш
Воспитатель: А что мы еще чувствовали?
Дети: Ветер.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем надуть наши шарики.
Воспитатель: Молодцы! Пусть не у всех все получилось, но все старались. Следующее упражнение, я уверена, получится у всех. Приготовьте ваши ручки.
Пальчиковая игра «Шарик» :
Надуваем быстро шарик, - пальцы рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга
Он становится большой! - медленно разводить руки в стороны
Вдруг шар лопнул, - хлопок в ладоши
Воздух вышел - подуть на сложенные ладони
Стал он тонкий и худой! - снова собрать пальцы в щепотку.
Воспитатель: Наше занятие заканчивается, но я предлагаю в завершении нарисовать наши прекрасные и разноцветные воздушные шарики!
Воспитатель раздает листочки, дети рисуют шарики.
Опыт №2
Воспитатель с детьми рассматривают 2 воздушных шарика (один сильно надут – упругий, другой слабо – мягкий). Дети выясняют, с каким шариком лучше играть. Обсуждают причину различия.
Взрослый предлагает подумать, что нужно делать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (сильно надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).
Взрослый организует игру со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик с отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает повторить опыт самим.
Сценарии развлечений и культурных практик с воздушными шарами
Тема: «Шарики воздушные» (культурная практика- аппликация)
Цель: формировать представление детей о круглой форме воздушных шаров.
Задачи:
Учить приемам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, пользоваться салфеткой.
Воспитывать интерес к аппликации.
Оборудование: полоски бумаги, изображение Тимошки на воздушном шаре, клей - карандаш, заготовка из цветной бумаги, ножницы, салфетки.
Ход
Организационный момент
Ребята, когда я сегодня шла в садик к вам мне принесли письмо. Оно написано Тимошкой для всех нас. Давайте его прочитаем?
(Ребятки, здравствуйте. Меня зовут Тимошка. Мне нужна ваша помощь. Я нашел дерево в лесу, там высоко на дереве живут пчелы, а у них много меду. А я так сильно люблю мед! Помогите мне, пожалуйста, надуть воздушный шар, чтобы я мог достать мед)
Ребята, поможем Тимошке?
Тогда послушайте стихотворение и угадайте, что я вам принесла.
Чтение стихотворения Инны Сударевой «Шарики воздушные»
Шарики воздушные.
Не всегда послушные.
Шарики цветные.
Очень озорные.
Любят вырываться,
По небу метаться,
Среди птиц летать,
В ветках застревать.
Как подует ветер,
Их держите, дети.
Чтоб не улетали,
Вас не огорчали.
Ребята, этот шар никак не летит, починим его. Тимошка большой и нужен шар побольше, чтобы он мог долететь до улья пчел.
Основная часть
Давайте мы с вами еще надуем воздушный шар для Тимошки?
Для этого нам понадобиться лист бумаги, клей, салфетка, цветная бумага, ножницы.
Смотрите внимательно, как я буду чинить свой воздушный шар, а потом и вы заклеите воздушный шар. (Показ образца)
Итог культурной практики
А сейчас ребята, давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. (Показ работ детей). Какие вы молодцы, какие красивые шарики у вас получились. Теперь ребята, мишка обязательно долетит до улья и найдет много меда. А горшочек меда потом пришлет нам.
(Оформление выставки работ детей)
Вот какие воздушные шары поднялись в небо! Тимошка говорит огромное спасибо! Мы хорошо поработали, дадим ручкам отдохнуть.
Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить.
Надуваем быстро шарик.
Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.
Он становится большой.
Соприкасаем ладошки друг с другом полностью.
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
Смыкаем вместе пальчики.
Стал он тонкий и худой!
Тема: «Шарики воздушные» (культурная практика- рисование)
Программные задачи:
1) Образовательные:
-научить изображать предметы округлой формы одним движением руки;
-продолжать знакомить с основными цветами;
2) Развивающие:
-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета.
3) Технические:
-продолжать формировать умение правильно держать кисть.
4) Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы:
А) демонстрационные - воздушные шары.
Б) раздаточные - кисточки, краски четырёх цветов, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.
Ход
Воспитатель сообщает детям, что у него есть для них подарок и просит отгадать загадку:
Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка и улетел за облака…
- Что это? (помогает, если дети затрудняются ответить, показывает шарик).
Шарик не надутый. Дети рассматривают его, выделяют характерные признаки.
Воспитатель: «Какого цвета шарик?»
Дети: «Красный»
Воспитатель: «Посмотрите, как его можно помять руками» (дети по очереди мнут шарик руками, делают вывод, что он мягкий).
(цвет, размер, тянется, мнется, через него ничего не видно). Воспитатель предлагает надуть шарик.
Дыхательная гимнастика: «Надуваем быстро шарик, он становится большой. (Дети делают дыхательную гимнастику – подносят руки к губам, дуют). Воспитатель надувает шарик, привязывает ниточку такого же цвета. Дети рассматривают шарик, отмечают, какие удивительные превращения произошли с маленьким, худеньким шариком (он стал большим, прозрачным).
Воспитатель предлагает детям поиграть с шариком.
Физминутка: Дети встают в круг, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:
-«Раздувайся мой шар!
-Раздувайся большой…»
Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.
Воспитатель продолжает:
-«Оставайся такой и не лопайся!»
Взрослый уточняет:
-«Смотрите какой большой шар мы надули!».
И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!»
Не отпуская рук все сбегаются в середину: «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель.
-«Надуваем еще раз!»
-Повторяет слова игры.
Шарик любит, когда его подбрасывают вверх и ловят, шарик хочет полежать, шарик умеет прыгать (дети выполняют разнообразные движения).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько бесцветных воздушных шаров! Наш уже знакомый нам друг Тимошка говорит, что хочет быть ярким и заметным во время полёта.
Чем мы можем помочь?
Очень любят малыши
Краски и карандаши.
Ими будем рисовать
Что? Ты сможешь угадать? (шарик)
- Ребята, сегодня мы будем рисовать (раскрашивать) шарики необычным способом, которые будет видно с земли.
Воспитатель показывает детям, способ рисования с помощью воздушного шара, следит, чтобы дети сидели прямо. Сначала смотрят на воспитателя, затем осторожно обмакивают шар в краске самостоятельно и отпечатывают краску на листке. Воспитатель выставляет все детские рисунки на выставку, проводит анализ детских работ, хвалит детей, при необходимости помогает ребенку, который затрудняется при выполнении задания.
Дети рассматривают свои рисунки, поют песню про шарики:
Шарики, шарики подарили нам.
Красные, синие дали малышам.
Шарики подняли мы над головой.
Заплясали шарики красный, голубой.
Воспитатель хвалит детей, предлагает поиграть с шариком.
Подвижные игры с использованием воздушных шаров
"Воздушный шарик"
Игра «Воздушный шарик» может проводиться как на свежем воздухе в теплое время года, так и в домашних условиях. В ней может принимать участие большое количество детей одновременно. Но если присутствие большой компании не предполагается, в «Воздушный шарик» можно сыграть и в тесном кругу.
Правила игры
Правила игры напоминают упрощенный футбол. Разница лишь в том, что надутый шарик нельзя толкать ногами, трогать руками и даже головами. Его нужно загнать в ворота, лишь усиленно дуя.
Если в игре участвует большое количество детей, разделите их на команды. Установите ворота в противоположных краях поля. И обязательно утвердите границы поля. Назначьте роли каждого из участников команды. Например, это могут быть:
Нападающий (тот, кто «ведет» воздушный шарик)
Защитник (тот, кто не дает противникам успешно «вести» шарик)
Вратарь (тот, кто охраняет ворота)
Если детей больше, придумайте каждому роль. Пусть все четко понимают свои обязанности и важность в участие. Это сплотит малышей и подарит им настоящий командный дух! Но обязательно объясните деткам, что это веселая игра, а не соперничество. Пусть смеются и дурачатся. Не стоит ограничивать условия игры жесткими правилами.
Договоритесь о продолжительности игры (например, до 3 голов). А после окончания игры обязательно поздравьте обе команды и вручите приз победителю, и поощрительный приз за второе место.
Если же Вы решили поиграть в «Воздушный шарик» лишь с одним ребенком, то можно играть в одни ворота, по очереди пытаясь задуть голы. В такой вариации играть можно даже на очень ограниченной территории.
«Шарик»
Дети сидят в кругу на ковре (диаметр круга 2 м) и перекатывают через круг шарик. Стоящий на середине ребенок старается перехватить шарик. Если ему это удается, тот, кто неудачно прокатил шарик, идет вместо него на середину.
«Воздушный шар»
Дети образуют круг, взявшись за руки. Вместе с педагогом идут по кругу. С мамой в магазин ходили, Шар воздушный там купили. Будем шарик надувать, Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку».)
Шар воздушный, надувайся! Шар воздушный, раздувайся! (Идут назад маленькими шагами – надувают шар.) Надувайся большой Да не лопайся! (Хлопают в ладоши.) Шар воздушный улетел, Да за дерево задел И… лопнул! Поднимают руки, покачивают ими из стороны в сторону; затем ставят руки на пояс, медленно приседают, произнося: «Ш-ш-ш-ш».
«Попади мешочком в круг»
Мешочки изготовлены из шариков воздушных и различных в нём наполнителей (крупа, песок).
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.
Правила:
Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»
Поднимать по сигналу «Поднимите!».
Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.
«Кто бросит дальше мешочек»
Мешочки изготовлены из шариков воздушных и различных в нём наполнителей (крупа, песок).
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.
Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов. По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.
Правила:
Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.
"Достань до шарика"
Шарики привязываются так, чтобы детишки их достали с прыжка. Замечательная физразминка на прогулке.
Стихи про воздушный шарик
Отпущу воздушный шарик
Погулять по облакам!
Пусть по небу полетает
И увидит свысока:
Как по крыше ходит кошка,
Как играет детвора,
Как дерутся из-за крошки
Воробьи всего двора!
Как болтают две подружки,
Загорая на песке,
Как расквакались лягушки,
Словно их дразня, в реке!
Как блестят на солнце вишни,
Как в засаде ждёт паук,
Как залезли в сад мальчишки,
Как гудит сердитый жук!
Как в песочнице играет
И смеётся малышня!
Как я рад, что этот шарик
Есть на нитке у меня!
Жёлто-красно-синий
Шарик с ниткой длинной,
Мой воздушный шарик
К звёздам рвётся ввысь!
Ты сияй мой шарик
В небе, как фонарик!
Только вот за ветки,
Чур, не зацепись!
Владимирова И.
Мультфильм "Лунтик и его друзья. Воздушные шарики" 369 серия
Список литературы:
1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2,Сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 240 с.
2. https://www.prozagadki.ru/
3. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон.
4. «Комплексные занятия в 1 мл. группе детского сада» Т. М. Бондаренко
5. «Изобразительная деятельность в д/с» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.
6. Песня «Шарики» муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской.