Тамара Васильева
«Птицы зимой». Познавательный проект
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы зимой»
Проект разработан воспитателем Васильевой Т. А.
Цель: Формирование первичных представлений об окружающем мире. Познакомить детей с тем, как живут птицы зимой. Вызвать к ним добрые чувства.
Задачи:
• Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах
• Способствовать формированию навыков разумного поведения
• Учить узнавать птиц, называть части их тела
• Воспитывать социально – активную личность, способную понимать и любить окружающий мир
Публикация «„Птицы зимой“, Познавательный проект» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
• Расширять словарный запас на тему «Птицы»
• Развивать желание узнать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра, о том, как вести себя.
• Развивать желание разговаривать о прочитанном.
• Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов
Вид проекта : познавательный
Актуальность реализации проекта :
Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект :
Проблема:
Многие дети младшего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.
Ожидаемые результаты: дети получать начальные знания о птицах своего региона, особенности их существования, будут иметь представление о способах помощи им, научаться заботиться о живой природе, получат опыт совместной деятельности с родителями и ребятами.
Сроки проведения: январь-февраль 2017 года.
Режим работы: во время и вне занятий.
Участники проекта : воспитатели, дети младшей группы, родители.
1 этап Целеполагание
Цель: создать условия для развития у детей познавательного интереса у детей.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах.
Обучающая:
Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах родного края, особенностях их образа жизни, питания, расширять кругозор детей и словарный запас.
Развивающая:
развивать интерес к объектам живой природы, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.
2 этап Разработка проекта.
1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной проблеме.
2. Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.
3. Подобрать иллюстрационный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий ли.
3 этап. Реализация проекта :
1. Беседы:
• «Воробушек – пташка, серая рубашка» - заучивание считалки; познакомить детей с тем, как живут птицы зимой; вызвать к ним добрые чувства; формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах
• «Зимующие птицы» - знать названия птиц, их отличительные особенности, появление на свет, образ жизни, чем питаются, дать представления о количестве ног у птиц и их назначении.
• «Какие птицы прилетают на участок?» - учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам, находить следы птиц на снегу и по размеру следа узнать большая это была птица или маленькая; развивать у детей интерес и наблюдательность
2. Рассматривание картин:
• «Дети кормят птиц» - идет рассматривание картины и беседа о жизни птиц зимой (птичкам холодно, голодно, корма нет, им нужна помощь). Воспитатель говорит детям, что люди должны подкармливать их, заботиться о них.
• «У кормушки» - дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Из чего сделана (дерево, пластмасса). Есть дно (куда кладут корм). Крыша (она укрывает корм от снега и дождя). Есть веревочки (за которые ее подвешивают на дерево). Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
3. Чтение художественной литературы:
• «Как появляется птица» И. Гурина – рассматривание иллюстраций в книге. Беседа по содержанию. Демонстрация гнезда птички.
• «Чем дятел кормится» - Н. Сладков
• «Птичья елка» - З. Александрова
4. Подвижные игры:
• «Птички в гнездышках» - дети – птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивая через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной стороне, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки. Ударяя кончиками пальцев по земле (клюют корм). После этого они еще немного бегают, а потом воспитатель говорит «Птички в гнезда». Дети бегут и снова перешагивают через препятствие, занимают свои гнезда.
• «Наседка и цыплята» - дети изображают цыплят, а воспитатель наседку. На одной стороне комнаты огорожено место (это дом). В доме помещается наседка с цыплятами. Наседка отправляется на поиск корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята побежали по площадке. Воспитатель говорит: «Большая птица!» Все цыплята бегут домой.
• «Скворечники» - на площадке чертятся кружки, на одно меньше числа игроков. Это – скворечники. Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «По домам» - все бегут к скворечникам. Кто – то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз. Заканчивая игру, воспитатель (пока дети бегают) чертит еще один кружочек. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник.
• «Ворона и собачка» - научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться не мешая друг другу. Выбирается «собачка», а остальные все дети вороны.
Возле елочки зеленой (прыгают, изображая ворону)
Скачут, каркают вороны:
«Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала (убегают от «собачки»)
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
• «Воробушки и автомобиль» - воспитатель говорит детям, что он будет автомобилем, а дети птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке.
Прилетели птички, птички – невелички,
Весело скакали, зернышки клевали.
Дети летают, прыгают, садятся на корточки, стучат пальцами об пол. На сигнал воспитателя «Автомобиль по улице бежит, спешит, гудит «тра – та – та», посторонись.
5. Пальчиковая гимнастика:
«Птенчики в гнезде» (все пальцы правой руки обхватить левой ладонью – получается «гнездо»; шевеленье пальцами правой руки создается впечатление живых птенцов в гнезде)
Улетела птица - мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки – птицы
Мамины гостинцы.
«Птички» (пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз)
Птички прилетали,
Крыльями махали.
Сели. Посидели.
И дальше полетели.
«Сел на ветку снегирёк»
Сел на ветку снегирёк (кисти рук положить на плечи)
Брызнул дождик, (сжимание и разжимание кистей рук)
Он промок (руки на груди, сжать в кулачки, съежиться)
Ветерок, подуй слегка, (руки подняты вверх, движение руками
влево - вправо)
Обсуши нам снегирька. (имитация взмахов руками, как крыльями)
6. Чтение и заучивание стихотворений: (побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов и эмоциональному рассказыванию стихов)
Голодно, холодно, галки, воробьи?
Голодно, голуби, гуленьки мои?
Прилетайте в гости, полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте, не пугайтесь, клюйте!
Гуль – гуль – гуль!
Е. Благинина
«Синица»
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится.
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
«Маленькая птичка»
Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет.
Маленькая птичка песенки поет.
Н. Найденова
7. На прогулке: рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма; объяснить, как им голодно зимой; предложить детям покормить их и понаблюдать как клюют корм; учить различать птиц, прилетевших на участок; послушать как они переговариваются, перелетают с места на место и что им в этом помогает. Кормушки подвешены так, чтобы было удобно наблюдать за птицами. Это важно для осознания детьми пользы своих трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым.
8.
8. Физкультминутки:
«Две птички»- воспитатель предлагает детям изобразить этих птичек, как они летали, садились.
Летали две птички
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
«Воробьишка»
Шустро скачет воробьишка, (прыгают по кругу на обеих ногах)
Птичка – серая малышка.
По двору шныряет, (делают по 2 поворота головы влево -
Крошки собирает. вправо в каждую сторону)
«Птички» - Красный – дети сидят
Зеленый – летают
Желтый – прыгают на месте
9. Бодрящая гимнастика:
Воспитатель негромко стучит по окну. Дети, посмотрите, к нам в гости прилетели веселые воробьи. Поскорее просыпайтесь, веселее поднимайтесь (дети видят на окне заранее вырезанных и повешенных птиц). Давайте поиграем. Мы с вами сегодня воробьи, маленькие добрые птички.
• Ходьба обычная друг за другом
• Ходьба на носочках
• Медленный бег
• Построение в круг
• Дыхательное упражнение «Ах! И. п. – стоя, руки вниз. Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести «а-ах-х-х».
• «Воробушки машут крыльями». И. п. – ноги слегка расставлены, руки - за спиной. Руки в стороны, помахать всей рукой и кистью. Спрятать руки за спину.
• «Спрятались воробушки» И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, спустить голову, обхватить голову руками. Вернуться в и. п.
• «Воробушки дышат». И. п. – ноги расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «ч-и-и-и-р-и-и-к», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
• «Воробушки греются на солнышке» И. п. – лежа на спине, руки – вверх. Поворот на живот. Вернуться в и. п.
• «Воробушки радуются». И. п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. Восемь – десять подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте.
• Ходьба врассыпную в медленном темпе. Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки».Вдох – на 1,2 счета; выдох – на 1,2,3,4 счета.
• Ходьба по ребристым дорожкам
• Одевание
10. Настольно – печатные и дидактические игры:
• «Что забыл художник нарисовать?» – детям предлагается рассмотреть картинки с птицами с недостающими частями тела (без клюва, нет хвоста, крыла и т. д.)
• «Сложи картинки» - разрезные картинки на 3-4 части
• «Чем похожи» - игра на сходство и отличие (домашние + дикие; домашние)
11. Художественное творчество:
• в аппликации: формировать умения детей из готовых форм создавать изображения птиц, передавая их форму и строение
• в рисовании: раскрашивать готовые картинки, используя технику рисования сухой кистью цвета средство выразительности, стараться не выходить за контур; учить рисовать птиц по показу воспитателя, подмечая особенности окраски каждой птички и размер частей тела.
• в лепке: создать у детей радостное настроение, вызвать желание вылепить маленьких птичек, самостоятельно использовать полученные ранее умения.
•
12. Загадки:
• В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей (кормушка)
• На суку сижу. «Кар! Кар!» - кричу (ворона)
• Чик – чирик! С ветки прыг.
Клюй, не робей! Кто это… (воробей)
• И другие
13. Продукт проектной деятельности
- Коллективные работы «Птицы прилетели»,
-. Фотовыставка «Как мы кормим птиц»
- Выставка в группе «Птицы вокруг нас», «Детские писатели о птицах».
-. Акция: Твори добро. «Птичья столовая» Изготовление кормушек совместно с родителями.