Гузель Латыпова
Познавательно-творческий проект для детей старшей группы «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 325 городского округа город Уфа
Республика Башкортостан
ПРОЕКТ
«Птицы зимой»
Информационная карта проекта
Проект : Птицы зимой.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : 2 месяца (среднесрочный).
Авторы – составители проекта : Латыпова Г. Х.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители воспитанников.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей старшей группы „Птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Возраст детей : старшая группа (5-6 лет).
Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект : в холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь. В ходе проекта «Птицы зимой» дети больше узнают о зимующих птицах, выяснят, чем питаются и как правильно их подкармливать.
Актуальность: В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цели проекта : формирование знаний детей о зимующих птицах. Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через изобразительную деятельность.
Задачи проекта для детей :
- обучающие:
обогащать и систематизировать знания детей о жизни птиц, об образе жизни, питании;
знакомить детей с различными закономерностями и взаимосвязями в окружающем мире;
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
-развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
развивать умение узнавать птиц по характерным признакам (внешний вид, способ питания);
развивать связную речь через составление описательных рассказов о птицах;
развивать творческие способности и воображение у детей;
развивать интеллект;
-воспитательные:
воспитывать самостоятельность, инициативу, трудолюбие, ответственность;
воспитывать интерес, наблюдательность и любознательность к живой природе;
воспитывать бережное отношение к птицам;
воспитывать гуманное, осознанно - бережное отношение к природе;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.
Для педагогов:
пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта;
расширить кругозор детей о зимующих птицах;
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Для родителей:
- оказать детям помощь в поиске ответа на поставленный вопрос.
Продукты проекта :
От детей :
- рисование «Сова», «Птицы у кормушки»
- лепка «Голуби»
- аппликация «Птицы желтые и красные».
От педагога:
- пополнение предметно – развивающей среды по теме проекта.
- оформление выставки детских работ «Птицы».
- презентация проекта.
От родителей:
- активное участие в изготовлении кормушек.
Форма проведения итогового мероприятия: ООД. Название итогового мероприятия проекта : «Пернатые наши друзья - снегири»
Ожидаемые результаты по проекту :
От детей :
- у детей сформированы знания о жизни птиц зимой в природных условиях;
- в результате проектной деятельности систематизировались знания детей об образе жизни птиц в связи со сменой времен года;
- у детей сформирован устойчивый интерес к живой природе;
- появилось стремление к самостоятельному познанию.
От педагогов:
- владение техникой проектной деятельности;
- пополнение развивающей среды;
От родителей:
- активное участие в образовательной деятельности детей.
Краткое содержание проекта
«Птицы зимой»
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный.
(Формулировка проблемы. Прогнозирование результатов, продуктов проекта). Формулировать проблему. Вместе с детьми выбрать тему проекта, определить цели и задачи. Изучение и подбор соответствующей литературы. Вхождение детей в проблему. Рассматривают иллюстрации с изображениями разных птиц. Задают вопрос «Как называется птица?», «Почему птицы летают?». Обсуждают, высказывают свою точку зрения. Под руководством воспитателя принимают решение проверить правильность своих ответов. Наблюдают за птицами во время прогулки.
Вместе со своими детьми родители наблюдают за птицами. Читают сказки, стихи.
Деятельностный.
(Непосредственная деятельность по проекту). При обсуждении побуждают детей к выбору наиболее верного ответа. Обсуждают с детьми как можно проверить правильность ответа на вопрос. Совместно с детьми рассматривают иллюстрации, перья птиц. Делают опыты с перьями птиц. Расширяют представление детей о птицах. Совместно с детьми рисуют плакаты. Оформляют: • Дидактическую игру: «четвертый лишний», «сложи картинку», «птицы на кормушке» и т. д. Дети, совместно с воспитателем дают ответы на вопросы. Принимают активное участие в опытно – экспе риментальной деятельности. Закрепляют свои знания в дидактических играх и проблемных ситуациях. Вместе с детьми рассматривают иллюстрации, энциклопедии, книги по экологической теме.
Завершающий
Организация презентации проекта. Участие презентации проекта. Родители посещают итоговое мероприятие.
Системная паутинка по проекту
«Птицы зимой»
Познавательное развитие
ООД «Зимующие птицы»
Беседа «Зимующие и перелетные птицы»
Дидактические игры:
«Чей хвост, чья голова?» - развивать мелкую моторику
- развивать зрительное внимание, умение различать предметы по их силуэтному изображению.
«Угадай по описанию». Цель: научить составлять описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
«Счет птиц» Цель: формировать умение детей находить местоположение (справа, слева, сзади, впереди).
«Назови ласково» Цель: упражнять в словообразовании (синица-синичка, воробей-воробушек).
«Четвертый лишний» Цель: закреплять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде.
«Скажи наоборот».
«В зимней столовой».
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за воробьями, синицами, вороной, голубями.
Наблюдение за птичьими следами на снегу.
Рассматривание картинок.
Социально-коммуникативное развитие Подготовка корма для птиц с помощью родителей.
Изготовление кормушек для птиц.
Развешивание кормушек на участке детского сада.
Подкормка зимующих птиц.
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница».
Беседа «Как птицы готовятся к зиме».
Речевое развитие Чтение художественной литературы : В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонов «Зимние гости», М. Горький «Воробьишко».
Рассматривание плаката «Зимующие птицы».
Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Птицы», «Птицы у кормушки».
ООД «Наши пернатые друзья».
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о зимующих птицах.
Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Отгадывание загадок про птиц.
Театрализованная деятельность «Придумывание сказки».
Художественно-эстетическое
Рисование «Птицы у кормушки», «Сова».
Аппликация «Желтые и красные птицы».
Пластилинография «Голуби»
Физическое развитие Утренняя гимнастика.
Подвижные игры: «Вороны и воробьи», «Совушка», «Птичка и птенчики», «Сокол и голуби», «Перелет птиц», «Лети голубок», «Птичка и клетка».
Пальчиковая гимнастика: «Птицы к дому подлетели», «Десять птичек – стайка», «Покормите птиц», «Снегири», «Птички».
Работа с родителями
Консультации для родителей
«Покормите птиц зимой»
Конечно, ваш ребёнок уже знает, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить.
Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи. Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда.
Разучите стишок: За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда. (В. Левин)
Бойкие синички – тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых. Понаблюдайте с крохой за воронами и сороками. Эти птицы всеядны : и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится трудно. Все-таки добраться до корма непросто – он часто бывает скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.
Если ваш ребёнок не знает или подзабыл о той большой пользе, которую приносят птицы, расскажите ему, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.
Объясните крохе, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.
Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам.
Примеры самых простейших кормушек для птиц :
Классическая кормушка похожа на открытую беседку: у нее есть пол и есть крыша.
• На «пол» вы будете класть корм, а для того чтобы он не рассыпался и его не сдувал ветер, «пол» со всех сторон нужно оградить невысокими бортиками. А еще в «полу» нужно просверлить дренажные дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал.
• Крыша защитит корм от дождя и снега. Конечно, у любой конструкции кормушки стенки и края не должны быть острыми.
Материалов, которые всегда под рукой: пустые коробки, банки, пластиковые бутылки и т. д. И времени это займет не более нескольких минут. Кормушка – мешок не намного сложней. Положите корм в сетку, например из-под овощей и завяжите сверху бант для красоты. В качестве сетки лучше всего подойдёт эластичный бинт. Выбор корма зависит от размера ячейки сетки.
Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки «вовремя», ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.
Чем же угостить птиц? Лучшее лакомство – подсолнечные и тыквенные семечки. Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам. Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев. Снегири любят ягоды рябины и бузины. Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик – утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.
Знаете ли вы, что птицы - синицы, малиновки, воробьи и некоторые другие - могут стать друзьями детей? Сделайте для этого птичьи кормушки, наполните их пищей, которую любят птицы. Обязательно поставьте воду, потому что птицы так же, как и мы, испытывают жажду.
Малыш должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное.
• Традиционный корм для птиц - семечки подсолнечника.
• Можно разнообразить рацион и оставлять в кормушке овес, крошки черствого пшеничного хлеба, кусочки сала и фруктов, семена тыквы или арбуза, орехи, сушеные ягоды и даже пучки трав - конопли, лебеды, крапивы, конского щавеля. Травы кладут на кормовой столик или просто привязывают к стволу дерева.
Кормушка для птиц — это очень простое «сооружение». Главное, чтобы было, куда насыпать корм и защитить его от снега, ветра и дождя. Поэтому, конструкции кормушек очень разнообразны, а самые простые кормушки для птиц могут быть сделаны практически из всего, что попадется под руку. Для птиц не важен внешний вид, но кормушка, сделанная для птиц своими руками, доставит радость не только вашему ребенку и пернатым, но и лично вам.
Консультации для родителей
«Зима»
Наступила настоящая зима. Перелётные птицы уже давно улетели в тёплые края. Но ведь есть ещё и зимующие птицы! Это воробьи, голуби, сороки, синицы, вороны. Зимой в городе можно увидеть даже таких лесных жителей, как снегирь, свиристель, поползень, дятел, сова. В холодное время года птицам всё труднее становится добывать себе пропитание. Им нужна наша помощь!
Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку. Самая простая кормушка – это дощечка с прибитыми по краям бортиками, чтобы корм не сдувало ветром. Можно приспособить под кормушку различные пакеты из-под сока, пластиковые бутылки, коробки из под тортов.
Вот простые правила, о которых не стоит забывать.
У кормушки должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождём. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть её.
Синицы с удовольствием будут лакомиться высушенными семенами арбуза и дыни, семечками подсолнуха и тыквы (не жареными, кусочками несолёного мяса и сала. Можно повесить за окном в сетке кусок плавленого сырка.
Синицы быстро найдут лакомство. Охотно кушают синицы и крошки хлеба (чёрного ржаного давать нельзя).
Рады полакомится хлебом воробьи и голуби. Для кормления лучше использовать измельчённый черствый хлеб. Свежий хлеб на холоде замерзает, и птицы не смогут с ним ничего сделать.
Если корм класть нерегулярно, то птицы перестанут прилетать. Нужно, чтобы хоть немного корма было каждый день.
Надеемся, что этой зимой вы сделаете вместе с детьми свою птичью столовую. Это будет важной помощью нашим пернатым друзьям.
Информационная карта
«Покормите птиц»
Список используемой литературы
1. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; творч. центр «Сфера» 2008г.
2. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»; М. -2007г.
3. Е. Г. Зверева, О. Н. Монтазери, М. А. Игошина «Окружающий мир»; «Ювента» 2006г.
4. Л. Б. Фесюкова, О. О. Григорьева «Времена года»; «Ранок», Харьков 2008г.
5. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; «Мозаика-Синтез», Москва 2014г.