Анастасия Лапина
Проект «Птицы — наши друзья» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Птицы — наши друзья“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Тема проекта «Птицы – наши друзья» была выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В свою очередь, человек должен заботиться о своих крылатых «соседях», особенно в холодное время года, когда доступной пищи для них становится значительно меньше. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей видеть эти проблемы птичьих семей, научить заботиться о них, воспитать интерес и желание узнавать новые факты из жизни птиц, их повадках, а так же создать все условия для общения ребенка с миром природы.
На материале лексической темы «Птицы» возможно совершенствование речевых навыков старших дошкольников, что особо актуально для детей логопедической группы.
Цель проекта : формирование у детей экологических знаний о зимующих и перелетных птицах нашего края и ответственного, бережного отношения к ним, а так же повышение и активизация речевых возможностей детей.
Задачи проекта :
Образовательные:
сформировать у детей обобщённые представления о разных видах птиц : об их строении, жизнедеятельности в окружающей среде;
научить детей классифицировать птиц на зимующих и перелетных;
познакомить дошкольников с произведениями художественной литературы о птицах, с пословицами, приметами и их значением;
научить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении;
научить придумывать небольшие истории про птиц, составлять концовки к хорошо известным народным сказкам, составлять рассказы из личного опыта, рассказы по сюжетным картинам и рассказы-описания;
пополнить предметно-развивающую среду группы по теме проекта.
Развивающие:
развить у детей навыки использования грамматических категорий;
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
развить высшие психические функции: произвольное внимание, память, логическое мышление, речь, зрительное и слуховое восприятие, а так же творческие навыки и познавательные способности.
Воспитательные:
воспитать у детей и родителей желание заботиться о птицах;
привить детям бережное и заботливое отношение к пернатым.
Этапы реализации проекта
Познавательно-речевой проект «Птицы – наши друзья» реализуется в три этапа:
I этап – Организационно-подготовительный 1. Определение темы проекта исходя из интереса и знаний детей
2. Сбор и анализ литературы по проблеме исследования
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта
4. Обеспечение проектной деятельности дидактическим материалом
II этап – Основной Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих и перелетных птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний и весенний период в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
III этап – Заключительный Оформление результата в виде итоговой презентации
1. Защита проекта на Педагогическом совете МДОУ
Календарно-тематический план проектной деятельности
ДЕКАБРЬ
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседа с детьми «Птицы – наши друзья»
2. Цикл бесед о зимующих птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц :
- «Снегирь»
- «Синичка»
- «Дятел»
- «Клест»
- «Сорока»
- «Галка»
- «Голубь»
- «Воробей»
- «Куропатка» 1. Памятка для родителей:
«Птицы – наши друзья»
2. Печатная консультация на тему: «Зимующие птицы» 1. Картотека загадок о зимующих птицах
2. Лото «Зимующие птицы»
Художественно- эстетическое развитие 1. Лепка «Птицы»
2. Аппликация «Снегирь»
3. Рисование «Снегири на ветке»
Речевое развитие 1. НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Неудачная охота»
2. Рассматривание фотографий птиц с последующим составлением рассказа-описания
3. Разучивание стихотворения С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»
4. Чтение художественной литературы:
- В. Звягина «Воробей»
- Т. Евдошенко «Берегите птиц»
5. Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах
6. Отгадывание загадок о птицах
7. Дидактические игры:
- «Скажи наоборот»
- «Назови ласково»
Познавательное развитие 1. НОД «Зимующие птицы»
2. Цикл наблюдений во время прогулки:
- «Наблюдение за следами птиц на снегу»
- «Наблюдение за воронами и галками»
- «Наблюдение за птицами»
- «Наблюдение за воробъями»
- «Наблюдение за синицей»
Здоровье и здоровьесбережение 1. Утренняя гимнастика «На птичьем дворе»
2. Подвижные игры:
- «Хитрая лиса»
- «Совушка»
- «Воробьи-вороны»
- «Найди свое гнездо»
- «Воробьи и кошка»
- «Не попадись»
- «Голубь»
3. Пальчиковая гимнастика «Птичий дом», «Зимующие птицы»
4. Гимнастика после сна «Петушок»
ЯНВАРЬ
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Цикл бесед с детьми:
- «Птичья столовая»
- «Что ты знаешь о зимующих птицах?»
- «Меню птиц»
-«Зимние гости»
- «Зачем помогать птицам зимой» 1. Консультация на тему «Крылатые друзья».
2. Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек и размещение их на территории ДОУ) 1. Картотека предметных картинок «Птицы»
2. Изготовление пособий:
- «Чей хвост?»
- «Где спряталась синичка»
Художественно- эстетическое развитие 1. Аппликация «Сова»
2. Рисование «Зимующие птицы»
3. Лепка синицы «Прилетайте в гости»
Речевое развитие 1. НОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка»
2. Разучивание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей»
3. Чтение загадок о зимующих птицах
4. Чтение произведений художественной литературы о птицах :
- Ю. Никонова «Воробьишко», «Умная птичка»
- А. Яншин «Покормите птиц»
5. Чтение и проговаривание пословиц и поговорок о птицах
6. Дидактические игры:
- «Кто как голос подает?»
- «Один-много»
- «Большой – маленький»
Познавательное развитие 1. Экскурсия в парк
2. Наблюдение во время прогулки:
- «Наблюдение за птицами»
- «Чем питаются зимующие птицы?»
Здоровье и здоровьесбережение 1. Гимнастика после сна: «Птицы»
2. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка»
3. Подвижные игры:
- «Кошка и воробьи»
- «Лётал, лётал воробей»
- «Зайди в свой домик»
- «Сова»
- «Стая»
4. Физминутки: «Зимнее веселье», «Уточки»
ФЕВРАЛЬ
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседа с детьми «Интересные факты о жизни птиц»
2. Заполнение журнала «Гости зимней столовой» 1. Изготовление книжек-малышек о птицах
2. Сбор корма для «Птичьей столовой» 1. Изготовление объемного макета «Дерево с птицами»
2. Изготовление детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края»
Художественно- эстетическое развитие 1. Поделка в рамке «Птицы»
2. Рисование «Сова» (нетрадиционное рисование)
3. Оригами «Снегири и синички»
Речевое развитие 1. Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний
2. Придумывание детьми сказки «Если бы я был птицей…»
3. Чтение произведений о птицах :
- Л. Яхнин «Дятел»
- Н. И. Сладков «Синичкина кладовая»
- К. Д. Ушинский «Дятел»
4. Чтение и заучивание стихотворений о птицах :
- О. Зыкова «Снегири», «Синицы»
- В. Берестов «О чем поют воробышки»
- З. Александрова «Новая столовая»
- Хлебных крошек не жалей»
- «Птицы зимой»
- И. Демьянова «Воробей»
5. Дидактические игры:
- «Сосчитай птиц»
- «Угадай по описанию»
- «Чье это?»
Познавательное развитие 1. НОД «Прогулка в зимний лес» (с использованием интерактивной доски)
2. Рассматривание альбома «Птицы» и детской энциклопедии «Зимующие птицы нашего края»
3. Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
4. Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»
Здоровье и здоровьесбережение 1. Утренняя гимнастика: «Ласточки»
2. Подвижные игры:
- «Ловишки с приседанием»
- «Летал, летал, воробей»
- «Пингвины на льдине»
3. Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»
4. Гимнастика после сна «Птицы»
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «В костях у зимующих птиц»
МАРТ
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседы с детьми:
- «Каких птицы называют «перелетными»?»
- «Почему перелётные птицы весной возвращаются?»
2. Цикл бесед о перелетных птицах нашего края с последующим прослушиванием голосов птиц :
- «Ласточка»
- «Грач»
- «Соловей»
- «Перепел»
- «Кукушка»
- «Скворец»
- «Аист»
- «Лебедь»
- «Жаворонок»
3. Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок»
4. Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц
5. Словесные игры:
- «Назови ласково»
- «Назови детёныша»
- «Один-много»
- «Кто как говорит» Буклет «Перелетные птицы нашего края» 1. Пополнение набора птиц для объемного макета «Дерево с птицами»
2. Пополнение информации в энциклопедии «Птицы нашего края» : добавление раздела «Перелетные птицы нашего края»
Художественно- эстетическое развитие 1. Лепка «Гнездо»
2. Аппликация «Лебеди»
3. Рисование «Скворечник»
Речевое развитие 1. НОД «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
2. Чтение рассказов о птицах :
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
- Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»
3. Чтение стихотворений о перелетных птицах :
- Т. Зайцева «улетели птичьи стаи»
- Э. Мошковская «Зяблик согрелся»
- Э. Карим «Прилетай же!»
- С. Дрожжин «Скворушка»
4. Разучивание стихотворения: «Скворец» А. Барто
5. Отгадывание рифмованных загадок о перелетных птицах и составление детьми загадок-описаний о птицах
Познавательное развитие 1. НОД «Перелетные птицы»
2. Цикл наблюдений во время прогулки:
- «Наблюдение за птицами»
- «Наблюдение за вороной»
3. Экскурсия в парк
Здоровье и здоровьесбережение 1. Утренняя гимнастика: «Ласточки»
2. Подвижные игры:
- «Птицы, гнезда, птенцы»»
- «Поймай и назови» (с мячом)
- «Птица и кошка»
3. Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
4. Гимнастика после сна «Ласточки летят»
5. Физкультминутка: «Лебеди летят».
АПРЕЛЬ
МЕРОПРИЯТИЕ : «1 апреля- всемирный день птиц!»
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседы с детьми:
- «Птичьи домики»
- «Где птицы вью гнезда?»
- «Птенцы» 1. Печатная консультация для родителей «Скворцы»
2. Акция «Птичий дом» (изготовление скворечников и размещение их на территории сада) 1. Дидактическая игра «Кто где живет?»
Художественно- эстетическое развитие 1. Рисование «Ципленок»
2. Оригами «Грачи»
3. Лепка «Ласточки»
Речевое развитие 1. Составление описательных рассказов о птицах и загадок-описаний
2. Чтение произведений о птицах :
- С. Т. Аксаков «Лебедь»
- И. С. Соколов-микитов «Жаворонок»
- А. И. Куприн «Песня скворца»
- А. И. Куприн «Скворцы»
3. Чтение стихотворений о птицах :
- Е. Тараховская «Ласточка»
- Е. Ладоньщиков «Скворцы»
- А. Плещеев «Сельская песня»
- И. Косяков «Чик-чирик»
4. Заучивание стихотворения А. Барто «Журавли»
Познавательное развитие 1. Цикл наблюдений:
- «Наблюдение за воробьями»
- «Наблюдение за ласточками»
Здоровье и здоровьесбережение 1. Утренняя гимнастика: «Уточки»
2. Подвижные игры:
- «Соловушка»»
- «Лягушки и цапля»
- «Птица в гнездышке»
3. Пальчиковая гимнастика «Птички»
4. Гимнастика после сна «Ласточки летят»
5. Физкультминутка: «Аист».
МАЙ
Образовательная область Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями Предметно-развивающая среда
Социально-коммуникативное развитие 1. Беседы с детьми
- «Птенцы учатся летать»
- «Птицы-родители» Печатная консультация: «Речевой материал по теме «Птицы» 1. Дидактическая игра «Сосчитай птиц»
Художественно- эстетическое развитие 1. Рисование «Ласточки»
3. Лепка «Гнездо»
Речевое развитие 1. НОД «Птицы нашего леса»
2. Чтение произведений о птицах с последующим пересказом:
- Л. Н. Толстой «Воробей на часах»
- А. И. Куприн «Скворцы»
- К. Ушинский «Курица и утята»
- Е. И. Чарушин «Воробей»
3. Чтение стихотворений о перелетных птицах :
- А. Барто «Скворцы прилетели!»
- А. Майков «Ласточка»
- В. Гаазов «Жаворонок»
- В. Плещеев «Сельская песня»
4. Заучивание скороговорок и пословиц о птицах и о весне
Познавательное развитие 1. Цикл наблюдений:
- «Наблюдение за птицами»
- «Наблюдение за ласточками»
- «Наблюдение за скворечником и скворцами»
- «Наблюдение за гнездами птиц в парке» (экскурсия в парк)
Здоровье и здоровьесбережение 1. Утренняя гимнастика: «Птицы»
2. Подвижные игры:
- «Не намочи ног»»
- «Успей подхватить» (с мячом)
- «Пустое место»
3. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
4. Гимнастика после сна «Ласточки летят»
5. Физкультминутка: «Лебеди».