Ирина Ларина
Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы.
Цель проекта : Расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края. Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах.
Задачи:
-Формировать представления детей о птицах;
-Воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их;
-Расширять кругозор детей;
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
-Расширять и активизировать словарь детей по теме;
-Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
В процессе образовательно–воспитательного процесса стало понятно, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей плохо развито чувство заботы о птицах. Именно поэтому я решила реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это поможет расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года- зимой.
Очень важно учить детей замечать красоту живой природы: любоваться природой, пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задачи с детьми
определение знаний детей о птицах;
Создание необходимых условий для реализации проекта : детская художественная литература для чтения и самостоятельного рассказывания, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, оформление дидактических, подвижных и игр;
I этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;
чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихотворений, пословиц;
работа с коллекциями - рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедии;
Приобщение к художественной литературе:
Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко».
Сказка В. Даля «Ворона», сказка «Грач, росток и гусеница».
Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы».
В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Загадки- отгадки «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
Серия бесед по темам:
«Птицы, какие они? Какое значение имеют птицы в жизни человека?».
«Учитесь жалеть и беречь».
«Правила поведения в природе».
«Самая печальная книга природы – Красная книга».
Разрешение проблемных ситуаций:
«Что бы вы сделали, если бы увидели.».
«Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»
Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Птицы прилетели», «Птичья столовая».
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию»,«Вопрос-ответ».
Игры: «Кому мяч попадёт, тот птицу назовёт», «Летает, плавает, бежит».
«Сколько птиц спряталось в рисунке?».
«Чей клюв?».
Пальчиковые игры:
«Воробьи»,«Птички», «Веселое путешествие», «Грачевник»,«Зимующие птицы»,«Сколько птиц в кормушке нашей?», «Снегири».
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Собачка и воробьи».
«Не боимся мы кота», «Снегири», «Перелёт птиц»,«Займи гнездо», «Совушка – сова»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование - «Синица»;
Лепка - «Птицы»;
Аппликация – «Птицы на кормушке».
Совместный труд воспитателя с детьми:
- наблюдение за птицами на кормушке,
- подкормка зимующих птиц.
3. Заключительный этап.
Результаты реализации проекта : Работа над проектом позволила повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;
дети научились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, составлять описательный рассказ о птицах по схеме, по иллюстрациям;
на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;
у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).