Полянская Наталья Владимировна
«Птицы нашего края». Проект
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Природа – это настоящее и будущее людей.
На мёртвой земле не может быть жизни. Чтобы природа оставалась красивой, щедрой и загадочной: её надо любить, охранять, защищать. Чтобы охранять и защищать надо знать, кто в этом нуждается.
Наш проект ориентирован на изучение темы: «Птицы нашего края».
Проблемные вопросы проекта
Публикация «„Птицы нашего края“, Проект» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• Может ли природа существовать без птиц?
• Почему в природе многие птицы становятся редкими?
• Что можем сделать мы?
Учебные вопросы проекта
• Какие птицы населяют нашу Амурскую область?
• Как живут птицы?
• Какова роль птиц в природе?
В ходе реализации нашего проекта мы изучим редких и исчезающих птиц нашего края, создадим презентацию, выпустим буклет, газету: «Мой пернатый друг», проведём Акцию «Открытие птичьей столовой».
Новизна нашего проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Проект позволит нам заниматься интересным делом и одновременно приносить пользу окружающей природе.
Срок реализации проекта : два месяца.
Участники проекта : дети, родители, воспитатель.
Роль птиц в природе
Нет на земле такого уголка, где бы ни встречались птицы. Разнообразен их внешний облик, различен образ жизни. На земном шаре насчитывается почти 8500 видов пернатых, относящихся к 40 отрядам.
Неоценимую пользу приносят птицы человеку, истребляя вредных насекомых, их яйца и личинки. Птицы истребляют не только вредных насекомых, но и многих грызунов, наносящих часто существенный ущерб зерновых и других культур.
Нельзя не упомянуть ещё об одной роли птиц. Они помогают расселению древесной и кустарниковой растительности.
Птицы дороги нам и с эстетической точки зрения. Они красивы, подвижны, а их звонкие и мелодичные, порой тихие, и грустные трели доставляют людям истинное наслаждение.
Охрана природы – дело каждого
Человек, овладев огнём и оружием, ещё 250 тыс. лет назад оказывал заметное влияние на животный мир.
С начала 17 века на Земле в основном по вине человека вымерло 94 вида птиц. Среди них странствующий голубь, дронт и др.
Долгое время человек использовал природу как источник благ. Действия человека поставили под угрозу существование всего живого на Земле.
В конце прошлого столетия возникло понятие «охрана природы». Тогда это понятие означало лишь охрану растений и животных. В настоящее время необходимо охранять всю нашу планету.
Охранять природу… От кого? От самого человека. Безграмотные действия человека в природе могут привести к катастрофе.
Чтобы охранять природу, нужно знать законы её развития. Объединить усилия всех людей на Земле.
Наша планета нуждается в защите.
Значение заповедных территорий в сохранении природы
Для сохранения отдельных видов растений и животных, а также природных сообществ в целом в разных районах земного шара начиная со второй половины 19 века стали создавать различные заповедные территории (от слова «заповедано» - запрещено). В настоящее время в мире имеется свыше 3 тыс. таких территорий.
Заповедники - это участки территорий, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность: рубка леса, всякая охота, распашка земель, добыча полезных ископаемых. Если это водная территория, то запрещаются сплав леса, рыбная ловля, водный спорт и пр.
В настоящее время в России имеется более 99 заповедников. Многие из них созданы для сохранения и увеличения численности редких и исчезающих видов растений и животных. Здесь сохраняются все природные сообщества в естественном состоянии, так как уберечь какой-либо вид растений или животных можно только вместе с местами обитания.
В Амурской области три заповедника: Хинганский, Зейский, Норский. А также 32 заказника. Они создаются в основном для увеличения численности охотничье-промысловых животных. Заказники бывают постоянными и временными.
Заповедники Амурской области
Сообщение по теме: «Птицы Амурской области».
Всего Амурской области встречается 326 видов птиц, из них 44 вида – охотничье-промысловых.
Среди наиболее редких видов птиц, занесённых в красные книги России и Амурской области, - японский и даурские журавли, чёрный аист, дальневосточный аист, мандаринка.
Журавли – удивительные птицы.
Стройные, изящные, с длинными ногтями и шеей, они важно вышагивают по болоту.
Японский журавль самый величественный из журавлей.
Ростом почти с человека, снежно-белый с чёрной шеей и чёрными перьями крыла, с красной шапочкой на голове.
Японский журавль самый «морозостойкий», он прилетает раньше других журавлей и улетает позже их.
Бродят журавли по замёрзшим болотам, склёвывают какие- то семена трав. При удаче находят вмёрзшую в лёд ещё осенью рыбёшку, ловят мелких грызунов.
В местах гнездования взрослые птицы разбиваются на пары, занимают гнездовые участки и по мере оттаивания болот приступают к постройке гнезда.
Питаются журавли корневищами и клубнями растений, а также рыбой, лягушками, мелкими грызунами.
Место для гнезда выбирают открытое, чтобы было водно приближающуюся опасность.
Строят гнездо журавли дружно, парой.
Строительству гнезда предшествуют великолепные танцы журавлей, которые можно увидеть и в период строительства гнезда.
Гнездо строят просто: выравнивают пучки травы поблизости от гнезда и бросают их в нужное место, а затем уплотняют, пританцовывая постройку. Считается, что танцы помогают уплотнить гнездо, ведь оно не должно потонуть в болоте под тяжестью птицы.
В гнезде обычно бывают два яйца, и обе птицы по очереди принимаются их насиживать. Через месяц из яиц вылупляются птенцы, рыженькие и пушистые.
Вылупившиеся из яйца, подсохнув и чуть окрепнув, птенцы поднимаются на ножки, а через день – другой родители уже выводят их поблизости от гнезда и кормят мелкими жуками и червяками.
Живут на своей территории журавли очень долго, пока не начнут замерзать болота, озёра, пока не выпадет снег.
Улетают на зимовку в Японию или Южный Китай, в ноябре.
Даурские журавли гнездятся недалеко от р. Буреи, на юге Зейско-Бурейской равнины.
Гнёзда журавли строят на заболоченных равнинах, но бывает даже от полей.
Чёрного журавля можно назвать полу лесной или даже лесной птицей. Он не велик ростом, окрашен в сизовато – черный цвет со стальным отливом, с белой шеей и красной шапочкой на голове.
Чёрные журавли довольно скрыты, при опасности покидают гнёзда и уходят, прячась в зарослях.
Птенцы появляются на свет через месяц. А уже через 6-7 часов они ходят по гнезду, а на второй день разгуливают около него.
Журавлята растут быстро и к середине августа могут перелетать вместе с родителями на дальние участки.
В сентябре семьи журавлей покидают родные болота, улетая на зимовку в Японию. Летят они ночью, поэтому их трудно заметить даже специалистам.
Дальневосточный белый аист – птица большая. Длина тела чуть больше одного метра.
Гнёзда у аистов большие, до двух метров в диаметре.
Обычно строят аисты гнёзда на сломанных вершинах больших деревьев, но могут устроить гнёзда на столбах или старых геодезических вышках.
Утка - мандаринка одна из самых красивых уток Амурской области. Называют её и дупловой и огоньком.
Прилетают к нам мандаринки в апреле – начале мая. Селятся по мелким речкам и озёрам среди лесов. Для гнезда выбирают удобные деревья.
Яркая окраска только у селезня. Расцветка самочки намного скромнее.
Мандаринки живут парами, всегда неразлучны и заботливы в отношениях друг к другу.
В Китае эта маленькая уточка служит образцом супружеской верности.
Питаются мандаринки ракушками, мелкой рыбой и икрой.
Едят и семена различных растений, а также насекомых.
На территории Амурской области в настоящее время гнездятся несколько десятков пар, вид занесён в Международную Красную книгу.
Акция «Открытие птичьей столовой»
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ!
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
• Рянжин С. В. Экологический букварь.
• Популярная энциклопедия для детей «Всё обо всем».
• Зубкова Т. Н. Природоведение для всех.
Интернет ресурсы. Стихи о перелетных птицах.
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
***
Возвращаются скворцы -
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
***
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
***
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
***
Милый скворушка-скворец,
Прилетайте же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
-учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
-развивать наблюдательность, память;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут
-Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы
.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какие птицы прилетают к нам на участок?
Как вы им помогаете?
Какого они размера?
Какую пользу приносят птицы?
Какая у них окраска?
Чем питаются?
Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?
Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели:
-воспитывать положительное отношение к труду;
-учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Лови - бросай».
Цели:
-учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
-бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки».
Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Вывод. Все поставленные задачи проекта успешно решены. У детей сформировались элементарные знания о перелетных птицах, повысился интерес к живой природе, научились выстраивать причинно – следственные связи, уровень познавательной активности значительно вырос. У детей появилось огромное желание заботиться о птицах. Воспитанники и родители приняли активное участие в реализации проекта. Цель достигнута.