Ольга Ларина
Проект «Природа в произведениях детских писателей и поэтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Природа в произведениях детских писателей и поэтов»
«Детская книга при всей ее внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство - детская книжка!»
Лев Токмаков
1 слайд
Публикация «Проект „Природа в произведениях детских писателей и поэтов“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты, проектная деятельность
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. И ни один ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих. Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний, т. к. дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного чуткого читателя.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. И в этот перед воспитателям стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношение к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, переживаниям.
2 слайд
Цель проекта :
1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.
2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.
3 слайд
Задачи проекта :
- Давать представления о жизни и творчестве писателей;
- Знакомить дошкольников с произведениями этих авторов;
- Развивать речь, образное мышление, любознательность;
- Углублять знания детей о природе и мире животных через произведения Е. И. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Бианки, А. Пушкина, Д. Маминым-Сибиряком, К. Ушинского.
- Воспитывать интерес к читательской деятельности и бережное отношение к книгам;
- Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас;
- Расширять представления родителей о детской литературе. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Учитывая, что объем литературы очень большой, я выделила на знакомство с каждым писателем 1 месяц. Поставила перед собой цели и задачи соответственно творчеству каждого автора. План реализации проекта, касающийся знакомства детей с биографией и творчеством писателей, проводится по одной схеме.
4 слайд
1. Экскурсия в библиотеку (сентябрь)
5 слайд
2. Оформление книжного уголка.
6 слайд
3. Знакомство с портретом писателя и его произведениями.
7 слайд
4. Рассматривание иллюстраций к произведениям. Сравнивание иллюстраций разных художников-иллюстраторов.
5. Пополнение альбома рисунков по произведениям
8 слайд
6. Чтение произведений авторов. Обсуждение прочитанного произведения.
7. Пополнение альбома рисунков по произведениям. Совместное творчество родителей и детей.
8. Составление пересказов произведений. Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.
9 слайд
9. Итоговое занятие в конце месяца по произведениям автора (литературная викторина; конкурс рисунков, поделок; инсценировка отрывков из произведений).
10 слайд
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Как стать родителем читающего ребенка?», «Что и как читать дошкольнику», «Зачем нужны детские книжки»
- Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.
- Оформление стенгазет с викторинами.
11 слайд
Результат работы
- Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;
- Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;
- Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;
- Развитие восприятия, мышления, памяти;
- Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.
План работы.
Сентябрь:
Экскурсия в библиотеку. Закреплять представления о библиотеке, развивать интерес к печатному слову
Оформление книжного уголка. Создать условия для реализации задуманного плана.
Октябрь: Творчество А. С. Пушкина. Уточнить и обогатить представления детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
- Помочь почувствовать своеобразие произведений автора, вызвать желание услышать другие произведения этого поэта.
- Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.
- Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на осеннюю тематику.
Ноябрь. Творчество М. М. Пришвина. Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-натуралиста М. М. Пришвина.
Задачи:
- Учить детей с уважением относиться к животным;
- Воспитывать желание наблюдать за окружающим миром и находить в нем интересное, необычное;
- Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Декабрь. Творчество Е. И. Чарушина. Познакомить детей с биографией и творчеством русского писателя-натуралиста Е. И. Чарушина.
Задачи:
- Учить детей понимать образный язык рассказов Е. И. Чарушина;
- Развивать у детей литературную и художественную речь;
- Посредством произведений писателя воспитывать у детей добрые чувства к окружающим;
- Воспитывать чувства сопереживания к героям, попавшим в беду.
Январь. Творчество К. Паустовского. На примере рассказов К. Г. Паустовского о природе познакомить детей с красотой и миром русской природы.
Задачи:
- Передать детям всю красоту и благородство русской природы, раскрываемые К. Г. Паустовским в своих рассказах;
- Воспитывать чувство любви и патриотизма к родному краю;
- Расширять словарный запас детей, используя богатство русского языка в описании природных явлений.
Февраль. Познакомить детей с творчеством писателя Д. Маминым-Сибиряком и его сказками.
Задачи:
- Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя;
- Определять к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами.
- Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг.
- Развивать интерес к театрализованной деятельности.
Март. Творчество К. Д. Ушинского. Приобщение детей к чтению произведений К. Д. Ушинского
Задачи:
- Учить детей внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение;
- Воспитывать эстетические чувства к прекрасному.
Апрель. Творчество В. В. Бианки. Расширить знания детей и родителей о литературе животных через произведения В. В. Бианки.
Задачи:
- Пополнить знания детей научно-достоверными знаниями о животном и растительном мире;
- Учить чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов В. Бианки;
- Воспитывать в детях добрые чувства к животным; учить договариваться между собой, помогать друг другу.
Май. Творчество И. Зощенко. Чтение произведений М. Зощенко
Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Как стать родителем читающего ребенка?»
«Что и как читать дошкольнику»
«Зачем нужны детские книжки»
Подбор произведений и сборников книг для чтения дома по теме месяца.
Результат работы
- Желание детей самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга, заставляющий их мыслить, развивающий их интеллект;
- Развитие таких способностей детей, как желание понимать, сострадать, любить, общаться друг с другом;
- Формирование внутреннего мира ребенка и таких качеств, как мечты, фантазии, воображение;
- Развитие восприятия, мышления, памяти;
- Формирование личностных и нравственных качеств: доброжелательность, отзывчивость, любознательность.
Используемые авторы и произведения
В. Бианки
1. «Лесные домишки»
2. «Лис и мышонок»
3. «Мышонок Пик»
4. «Чей нос лучше?»
5. «Кто чем поет?»
6. «Чьи это ноги?»
М. Пришвин
1. «Лисичкин хлеб»
2. «Золотой луг»
3. «Журка»
4. «Еж»
5. «Медведь»
6. «Говорящий грач»
Е. И. Чарушин
1. «Что за зверь»
2. «Страшный рассказ»
3. «Почему Тюпу прозвали Тюпой»
4. «Томка»
5. «Как Томка научился плавать»
6. «Воробей»
К. Паустовский
1. «Дремучий медведь»
2. «Заячьи лапы»
3. «Квакша»
4. «Похождение жука-носорога»
5. «Теплый хлеб»
6. «Кот-ворюга»
К. Д. Ушинский:
1. «Слепая лошадь»
2. «Как рубашка в поле выросла»
3. «Проказы старухи зимы»
4. «Четыре желания»
М. М. Зощенко:
1. циклы рассказов «Умные животные»
2. «Хитрые и умные»
3. «Смешные истории»
А. С. Пушкин:
«Уж небо осенью дышало.» (отрывок из поэмы Евгений Онегин)
«Октябрь уж наступил - уж роща отряхает»
«Унылая пора! Очей очарованье!»