Юлия Шура
Проект «Преобразование развивающей предметно-пространственной среды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Публикация «Проект „Преобразование развивающей предметно-пространственной среды“ в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС, так чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольных учреждений.
Проблема
Развивающая предметно-пространственная среда группы «Золотой ключик» МБДОУ «Иланский детский сад №50 в полном объеме не отвечает требованиям ФГОС ДО, не в полной мере реализуется образовательный потенциал пространства группы
Тема проекта : Преобразованию РППС в средней группе Золотой ключик»
Тип проекта : практико – ориентированный.
Вид проекта : внутренний (долгосрочный).
Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги, родители, дети.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации РППС в группе
Продукт проектной деятельности :
РППС, соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Иланский детский сад №50».
Цель проекта :
Разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО.
Задачи проекта :
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в ДОУ.
2. Разработать рекомендации по созданию по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей.
3. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.
4. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).
5. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Продолжительность проекта : май 2020г. – май 2021 г.
Для выполнения этих задач РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, экспериментирование с материалами, доступными детям;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности;
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
При построении развивающей предметно – пространственной среды группы должны учитываться следующие принципы:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Принципы оснащения РППС адресуют те основные виды деятельности, на которые направлено приобретение опыта детьми в пяти образовательных областях, и в том числе типы и виды средств оснащения, позволяя таким образом адаптировать РППС под конкретные задачи ДОО. Виды игровых средств, входящих в состав перечня, разнообразны и создают необходимые условия для деятельности, общения, взаимодействия и сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, обеспечивающие успешное решение развивающих задач для всех образовательных областей: коммуникативно-личностного развития, познавательного, речевого развития, художественно-эстетического и физического развития
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды в детском саду
Шаг 1. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды помещений ДОУ, определив наиболее проблемные зоны.
Шаг 2. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
Шаг 3. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
Шаг 4. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГОС ДО к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.
Участники, принимающие в организации РППС: педагоги и родители.
Центры Наполнение Задачи по ФГОС
Приемная группы
Центр безопасности
«Площадка светофорных наук»
Слайд 9
Макет микрорайона, в котором расположен садик (изображен на стене, атрибуты для сюжетно-ролевых игр: автобусы, троллейбусы, легковые и грузовые машины, дорожные знаки, функционирующий светофор, демонстрационный материал, памятки, брошюры, папки-передвижки с информацией по правилам дорожного движения, которые периодически появляются в информационных уголках для родителей.
расширение общего кругозора по проблеме безопасного поведения на улицах и дорогах;
-формирование практических умений пешеходов;
-освоение детьми, с учетом их возрастных особенностей, наборов терминов и понятий
-формирование культуры участника дорожного движения;
-формирование культуры участника дорожного движения
«Центр именинника" Слайд 10
Макет дерева по временам года с фотографиями детей, у которых будет день рождение именно в этот период.
-создать в группе определённый стиль жизни (культуру и традиции) для обеспечения ребёнку спокойных и дружелюбных отношений со сверстниками и уверенности ребёнка в искреннем, личном расположении к нему;
- воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной перед собой цели;
- содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками;
«Центр Информации»
Стенд для информации, папка передвижка по временам года, эстетично оформленные папки («Паспорт группы», «Медицинская информация», «Советы психолога»). информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
•обеспечить открытость дошкольного образования;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,
Стена творчества «Творческий калейдоскоп»
На стене ленты для вывешивания детских работ, организации выставок, многоуровневая подставка для детских поделок.
Пространство спальной комнаты
Центр
Театрализованный центр «Академия талантов»
Слайд 11
Различные виды театра (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, зеркало на стене, яркий театральный занавес. -формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
-воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
- развитие эмоций;
-воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
-развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
-обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
-овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
Групповое помещение
Литературный центр
«Читальный зал»
Слайд 12
-тематические выставки (памятные даты страны, юбилеи или дни рождения писателей)
-тематическая подборка детской художественной литературы;
-игры по обучению грамоте
- игрушки, макеты для обыгрывания эпизодов и запоминания текстов автора
-мастерская для книг
-настольные и д/игры
по знакомым произведениям • -формирование и развитие навыка восприятия образов художественной литературы и фольклора;
• -развитие эмоционального отклика на содержание книг;
• -развитие способности соотносить графическое изображение с прослушанным текстом;
• -формирование мыслительных способностей: сравнения, анализа, выделения главного, формулировки выводов;
• -развитие памяти и фантазии;
• стимулирование речевой активности, пополнение словарного запаса;
• -привитие любви к литературе;
• воспитание бережного отношения к книге посредством изучения правил пользования книжным уголком и выполнение трудовых поручений;
• -нравственное воспитание через знакомство с историями о вечных человеческих ценностях: добре, семье, дружбе, верности.
•
Центр развития речи
«Будем говорить правильно»
Слайд 13
-артикуляционная гимнастика в картинках
-дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.
-игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
- картотека игр по мнемотехнике
-овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Центр «Юный исследователь»
Слайд 14
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Природный материал: шишки, ракушки, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Коробка с животными. Важным составляющим уголка природы является календарь природы с картинками «Времена года». Оформлены макеты (лес и ферма). Также над природным уголком оформлена воздушная композиция.
В баночках коллекция различных материалов (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). Материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. Книги и буклеты про опыты. -развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет
Центр Математики «Перспектива»
Слайд 15
-дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения :
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д
-группировать предметы на основе общих признаков
-развивающие игры : «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори
- ориентироваться в пространстве и времени;
- сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т. д. ;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т. д. ;
Центр конструирования «LEGOLand»
Слайд 16
деревянный цветной с мелкими элементами «Ферма»;
-два набора из мягкого пластика для плоскостного конструирования;
-пластмассовый и деревянные наборы с деталями разных конфигураций.
-коврик-трансформер (мягкий пластик) «Слон»
тематические конструкторы «Город», «Железная дорога»
Набор крупногабаритных сборно-разборных блоков для объемного конструирования (мягкий модуль).
Соответствует возрасту и специфике ООП ДОУ.
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций с точки зрения практического назначения объектов;
-упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу.
-научить использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения;
- научить широко использовать разнообразные конструкторы.
«Экран настроения»
-выполнен из пяти кругов, на каждом из которых помещена заготовка-пиктограмма с определенной эмоцией. Фотографии детей крепятся на бельевые прищепки -позволяет отслеживать настроение детей, приходящих в детский сад;
- средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка
Сенсомоторный центр
«Яркое начало»
Слайд 17
Сенсорный стол, сенсорные книжки, файлы и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т. д. -приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки,
различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм - аромолампы -разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха. - естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях
Ноутбук, телевизор, музыкальный центр который используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми. Подобрана гимнастика для глаз, во время занятий.
-создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
-содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань);
-обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
-составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования комплексно-интегрированных игр, игровых упражнений, игр-занятий по сенсорному воспитанию как средства гармоничного развития детей раннего возраста;
-разработать, апробировать и отследить результативность сенсорно-интегрированных занятий с двигательным компонентом;
Центр
«Творческая мастерская»
Слайд 18
Материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Столик со стульчиками, чтобы детям удобно было работать. - развития цветовосприятия;
-развитие навыков использования различных техник изобразительного искусства;
- ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством;
- разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Изучены новые подходы в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
3. Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.