Стратулат Маргарита
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
I. Пояснительная записка
Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён 17.10. 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ).
Публикация «Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Паспорт группы
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.1.3049-13) (утверждены 15.05.2013 г. постановлением № 26Главного государственного санитарного врача РФ).
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, которая соответствует возрастным особенностям детей.
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребёнка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.
При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия – рассматриваются как необходимые составляющие предметно – развивающей среды.
II. Требования к предметно-пространственной среде
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т. д., материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.
РППС должна удовлетворять три основные потребности ребенка дошкольного возраста: потребность в общении, потребность в движении, потребность в познании. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС должна быть содержательно-насыщена, вариативна, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна.
К началу 2017-2018 учебного года нами был проведен всесторонний анализ соответствия РППС требованиям ФГОС и намечен план по ее совершенствованию на предмет ее соответствия младшему дошкольному возрасту.
Принцип НАСЫЩЕННОСТИ достигнут с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.
Принцип ВАРИАТИВНОСТИ определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями. При проектировании РППС помещение группы было условно разделено на функциональные зоны: рабочую зону (30%, зону активной деятельности (50%, спокойной деятельности (20%). Пространство группы представлено в виде центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В текущем 2018-2019 учебном году работаем с детьми средней группы. Именно в средней группе важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, «алгоритмам». Это обеспечит развитие самостоятельности и инициативности детей. У детей среднего дошкольного возраста очень важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, а также развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. Также предусмотрено место для временного уединения ребенка, где можно подумать, помечтать.
РППС нашей группы стимулирует самую разнообразную деятельность детей. Практически в каждом центре присутствуют игры и дидактические материалы, которые способствуют решению задач по познавательному развитию детей с учетом возрастных особенностей и уровня развития.
РППС подбиралась с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Пространство группы постоянно ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Свободное пространство в центре группы дает возможность для двигательной активности детей. Игра ребенка дошкольного возраста представляется в двух видах : сюжетная игра и игра с правилами.
В сюжетных играх детей II младшей группы воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим, соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки. В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Игры, пособия, мебель ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫ и пригодны для использования в разных видах деятельности. Игры и пособия расположены в доступных для детей местах, используются по желанию детей, меняются в соответствии с календарно - тематическим планированием. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Соблюдается принцип учета «зоны ближайшего развития». Для этого пополняю и обновляю предметный мир, окружающий ребенка, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст. Этот принцип решается через использование игрового оборудования в разных вариантах. Например, игры с блоками Дьенеша.
Все пространство РППС группы БЕЗОПАСНО, соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Столы для организованной совместной деятельности расположены в соответствии с нормами СанПина. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Игрушки соответствуют педагогическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, соответствуют возрастным особенностям детей. Игрушки проходят обработку (моются в проточной воде с мылом). Сломанные игрушки или утратившие свой эстетический вид заменяются новыми или предметами – заместителями.
III Центры для самостоятельной деятельности детей
Центр развития/ Имеющиеся материалы и оборудования/ План развития
1. Физическое развитие
1.1. Центр двигательной активности.
Имеющиеся материалы и оборудования. Спортивные пособия: мячи большие, средние, маленькие; обручи, флажки, мешочки для метания, кегли, дорожки здоровья, кольцеброс.
План развития. Модули большого формата - перешагивание, перепрыгивание
Мешочки для бросания, деревянные рули по цвету
1.2. Центр здоровья
Имеющиеся материалы и оборудования. Комплексы утренней гимнастики (картотека, гимнастик после сна (картотека, по профилактике плоскостопия (картотека, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, снятие умственной усталости во время занятий (физминутки, прогулки.
2. Познавательное развитие.
2.1. Центр «Занимательная математика»
Имеющиеся материалы и оборудования. Геометрические фигуры, дидактические игры, математическая лесенка, математический домик, «Логические блоки Дьеныша», Пазлы крупных размеров.
2.2. Центр познавательно-исследовательской деятельности и экологии
Имеющиеся материалы и оборудования. Игрушки для игр с водой и песком Природный материал (вода, песок, глина, камушки, ракушки, фасоль, горох). Сыпучие продукты (соль, сахар). Увеличительное стекло. Игрушечные весы. Емкости разной вместительности, ложки, воронки, сито, совочки. Комнатные растения с указателями. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы. «Алгоритм» ухода за растениями и др.
2.3. Центр конструирования
Имеющиеся материалы и оборудования. Наборы различного конструктора, как напольного, так и настольного; крупные пазлы Строительный набор «Лего», маленькие кубики
3. Речевое развитие
3.1. Речевой центр
Настольно-печатные игры по развитию речи, иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками.
3.2. Центр книги
Имеющиеся материалы и оборудования. Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме по 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг
3.3. Уголок нравственно-патриотического воспитания
Имеющиеся материалы и оборудования. Государственная символика РФ и Ярославской области; методическая литература по теме, иллюстрации и фотографии Ярославля и Москвы, флаг, герб, портрет президента, медведь – символ города, матрешки, кремль
4. Социально - коммуникативное развитие
4.1. Центр игры
Имеющиеся материалы и оборудования. Игровые зоны для мальчиков: «Строители», «Гараж», девочек – «Дочки-матери», «Жилая комната»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Путешествие» и др.
Развивающие настольно-печатные игры. Прачечная: гладильная
доска, утюжок, стиральная доска, тазик. Гараж: набор инструментов, ключ
гаечный, молоточек, отвертки, щипцы.
4.2. Центр социально -эмоционального развития «Уголок уединения»
Имеющиеся материалы и оборудования. Фотоальбомы с фотографиями; игры для развития эмоций, телефоны; кукла из ткани, клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания); игрушки для снятия психического напряжения: массажные мячики, мяч «антистресс»; доска для рисования; игрушки-подушки «мирилка», «плакушка», «думалка», «обнимашка»; «мешочек КРИКА», «маски НАСТРОЕНИЯ», и др.
4.3. Центр безопасности
Имеющиеся материалы и оборудования Дидактический материал по ОБЖ и ПДД; дидактические игры; дорожные знаки; макет улицы
5. Художественно-эстетическое развитие
5.1. Центр художественного творчества «Умелые руки»
Имеющиеся материалы и оборудования. Материалы для нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки; пошаговые схемы по лепке и аппликации; тематический альбом «Поделки из природного и бросового материала»
5.2. Центр музыкально-театрализованной деятельности
Имеющиеся материалы и оборудования. Диски с песнями и музыкой, дидактические игры, магнитофон, портреты композиторов. Костюмы для ряженья, мягкие игрушки, разные виды театра, в том числе, пальчиковый, би-ба-бо, ширма, маски и т. д.