Елена Дёмочкина
Организация развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно – пространственная среда
Задачи:
•повышение профессионального уровня педагога;
•создание условий для качественной реализации программы воспитания и обучения детей.
Принципы построения предметно-развивающей среды в группе:
1. Принцип информированности.
2. Принцип вариативности.
3. Принцип полифункциональности
4. Принцип педагогической целесообразности.
5. Принцип трансформируемости. 6. Принцип интеграции образовательных областей
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
В нашей группе для развития и воспитания детей создана правильная, целесообразная,удобная, информационная развивающая среда, настраивающая на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. Мы планируем развивающую среду с учётом возраста детей. Нам удалось создать условия соответствующие познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей.
Центр ролевой игры.
Этот центр направлен на формирование ролевых действий, ролевого пере-воплощения, стимуляции сюжетной игры,на воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.
В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство для игры; имеются предметы-заместители, атрибуты, детская мебель, игрушки, комплекты одежды, постельного белья для кукол, кукольные сервизы, коляски для кукол.
Учебный центр.
Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство. Оно с легкостью меняет свой облик. Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью, во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью) и. в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий с взрослыми. Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности). Столы легкие и подвижные.
Центр искусства.
Для развития творческих способностей, закрепления умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации создан данный центр.
Здесь имеются цветные и восковые мелки, акварельные и гуашевые краски, фломастеры и цветные карандаши, пластилин,цветная бумага и картон,а также кисти, палочки, стеки, трафареты и шаблоны. Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ. Шкаф-полка наполнен необходимым изобразительным материалом. Место для выставки «Мы рисуем», где дети размещают свои рисунки, аппликационные работы. На подставке, располагаются работы детей по лепке.
Центр природы и экспериментальной деятельности.
Данный центр направлен на создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей. На полке для экспериментальной деятельности разложен природный материал: песок, вода, камешки, ракушки и т. д., сыпучие продукты: мука, манка, бобы, горох, рис и мн. др.
На подставке для цветов, на стеллаже размещаются комнатные растения различных видов. В шкафу хранится инвентарь для ухода за растениями. Ребята следят за изменениями погоды и отмечают свои наблюдения в календаре природы.
Центр дидактической игры математического и сенсорного развития
В группе имеется богатый демонстрационный и раздаточный материал для обучения счету и развитию представлений о величине и форме; материал и оборудование для формирования представлений о числе и количестве (касса цифр, счетные палочки, материал для развития пространственных и временных отношений (схемы, календари); развивающие игры «Веселая математика», «Цифры», «Формы» блоки Дьенеша, палочки Кюизенера ; дидактические игры. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Центр направлен на расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов. Игры на развитие мелкой моторики рук; дидактическое пособие, игры по сенсорике: лото «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, пазлы и др.
Центр книги.
Книжная полка доступна для детей, на ней размещены книги, как по программе, так и любимые детьми. Здесь имеются разнообразные детские энциклопедии, и книги по интересам, а также многочисленный иллюстративный материал. Книги по истории и культуре русского и других народов, открытая витрина для книг, и др. Различные, красиво иллюстрированные книги со стихами, загадками, пословицами и приметами о временах года.
Музыкально – театрализованный центр.
Этот центр способствует развитию музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной и театрализованной деятельности.
На доступных полках для детей находятся музыкальные инструменты, разнообразные театры,звучащие предметы-заместители, магнитофон, записи детских песенок, музыки для детей по программе, пение птиц и голосов природы.
Центр физического развития
Центр направлен на развитие физических качеств ребенка, организацию самостоятельной двигательной деятельности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры; удовлетворение потребностей детей в двигательной активности. В центре имеется: мячи, скакалки, кольцеброс, обручи, цветные верёвочки, кегли, гимнастические палки все что необходимо для индивидуальной и совместной деятельности.
Центр находится в группе, где ему отведен определенный уголок.
Центр конструирования
Данный центр направлен на развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения. Обучает элементарному планированию действий.
В группе созданы условия для совместной и индивидуальной конструктивной деятельности детей. Для этого собран разнообразный строительный материал, конструктор «Лего», игрушки-трансформеры, небольшие игрушки для обыгрывания построек. А в уголке «Дорожного движения» имеются разнообразные виды легкового и грузового транспорта.
Центр патриотического воспитания.
Для воспитания патриотизма, чувства любви к Родине, родному селу, краю, с целью приобщения дошкольников к национальной культуре и ознакомления с государственной символикой широко используются следующие материалы: флаг и гербы России, города Рязани, Старожиловского района ; также имеется материал для старшего возраста: портрет президента РФ, гимн РФ, оформлен стенд «моё село – Истье» (где собраны фотоматериалы достопримечательностей нашего села)
В шкафу с открытыми полками находится доступный для детей материал: географические карты, атласы, глобус, иллюстративный материал, который постоянно дополняется и изменяется и направлен на развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Раздевальная комната
Данный центр формирует навыки самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь. Привлекает к воспитательной работе родителей. Помогает создавать единое сообщество педагогов и родителей.
Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы и проводимых мероприятиях. Имеются уголки детского творчества выставки работ детей для родителей.