Айсулу Сейтасанова
Проект познавательно-творческий «Зимовье зверей и птиц» (младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте ребенок активнее интересуется окружающим миром, познаёт и накапливает опыт, усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и совместной со взрослыми деятельности. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Педагогу и родителям нужно предоставить детям возможность получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный проект поможет детям обогатить, имеющиеся, знания и навыки, дать возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой, более высокий уровень. В ходе проектной деятельности есть возможность расширить знания детей о животных леса, их способах зимовки, о зимующих в станице птицах и способах их выживания в условиях холодов и морозов, помощи людей птицам.
Публикация «Проект познавательно-творческий „Зимовье зверей и птиц“ (младшая группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Птицы. Проекты
- Темочки
Изучая живую природу, дети смогут расширить кругозор, в результате сопереживания появится бережное отношение к животным, познавательный интерес к природе и эмоциональная отзывчивость.
2. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название «Зимовье зверей и птиц»
Продолжительность проекта С 10.01.2022 по 28.01.2022 (краткосрочный)
Вид проекта Познавательно-творческий
Участники проекта Воспитатели, воспитанники младшего дошкольного возраста, родители воспитанников.
Возраст воспитанников Воспитанники от 3 до 4 лет.
Методы и приемы - практические (дидактическая игра, продуктивная деятельность);
- наглядные (просмотр методического материала, рассматривание иллюстраций в книгах и картинах);
- словесные (беседа, чтение рассказов и стихотворений по теме, словесные, дидактические и пальчиковые игры).
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты Для детей:
- Знают обобщённое понятие «дикие» животные.
- Называют место обитания, питания диких животных и птиц.
- Запомнили название детёнышей диких животных.
- Знают элементарные правила поведения с животными.
- Формирование устойчивого интереса к живой природе.
- Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
Для родителей: активные и заинтересованные участники проекта; ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную-проектную деятельность.
Для педагогов: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Продукт проекта - Папка-передвижка «Где и как зимуют животные?»
- Папка-передвижка «Животные и птицы зимой»
- Д/и «Среда обитания»
- Д/и «Чья мама?»
- Сказка «Рукавичка»
- Альбом «Птицы»
- Лэпбук «Птицы»
- Лэпбук «Как животные готовятся к зиме?»
- Размещение видео ролика (чтение стихов детьми о диких животных) в родительской группе WhatsApp.
3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что одна из задач, которая стоит перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых существ, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Знакомство с животными дают большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным и птицам.
В неживой природе зимой очень суровые условия, но природа позаботилась о диких зверях. Что бы приспособиться к нелегким условиям, многие дикие животные меняют свой окрас, впадают в спячку, делают кормовые запасы и т. д. Изучая живую природу, у детей развивается кругозор, сообразительность, словарный запас, выразительность речи. В результате сопереживания появляется любовь к животным, интерес к родной природе и эмоциональная отзывчивость. Понимание детей взаимодействия диких животных к суровым условиям.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проблема Дети в недостаточной степени имеют представления об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных, и птицах; о том, как они живут в зимний период.
Цель проекта
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Сформировать целостное представление о диких животных и птицах, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное».
Задачи проекта
Образовательные:
- Конкретизировать и углубить знания детей о подготовке к зиме и об особенности жизни диких животных и птиц в зимний период.
- Формировать познавательный и творческий интерес в ходе проведения проекта.
Развивающие:
- Развивать речь, формировать и пополнять речевой запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связанную речь.
- Развивать коммуникативные навыки детей, память, внимание.
- Способствовать развитию определённых умений в художественно-эстетической деятельности.
- Формировать положительное отношения к изучаемому материалу, желание активно познавать его.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей).
- Воспитывать бережное отношение к животным, птицам, окружающей природе.
Принципы Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип системности:
- материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;
- обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Принцип доступности:
- проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Динамичность:
- совершенствуются формы и методы реализации проекта;
- предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.
Методы и технологии реализации проекта Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Формы образовательной работы с детьми - Беседы с рассматриванием иллюстраций, картин
- Просмотр видеофильмов: «Зимняя спячка», «Как звери готовятся к зиме?», «Как зимуют звери в лесу?», «Кто как зимует?»
- Чтение художественной литературы, стихов, сказок
- Загадки
- Сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
- Творческая мастерская (рисование, лепка, аппликация)
Формы работы с родителями Консультация для родителей: «Что рассказать детям о диких животных?», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка»; папки-передвижки: «Где и как зимуют животные?», «Животные и птицы зимой»; памятка «Мир диких животных», заучивание стихов о диких животных детьми.
5. ОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав ДОУ.
Информационные ресурсы:
- Сайт образовательного учреждения
- Информационные стенды группы
- Образовательные порталы
- СМИ
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета: игротека, аудиотека, фонотека
Материально-технические ресурсы:
- учебно-методическая литература
- медиаресурсы
- компьютерное оборудование
Финансовые ресурсы:
внебюджетные ресурсы группы
6. СТРУКТУРА ПРОЕКТА
I этап – подготовительный (организационный)
II этап – основной (практический)
III этап – заключительный (итоговый)
I этап – подготовительный (организационный)
- создание проблемы, подготовка цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических игр;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
II этап – основной (практический)
– Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап – заключительный (итоговый)
Анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
7. АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия Цели Ответственные
I этап. Подготовительный (организационный)
1.1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования. Воспитатели группы.
1.2. Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатели группы.
1.3. Проведение индивидуальных консультаций, с целью создания интереса и привлечения родителей к данной теме. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели группы, родители.
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, дидактических пособий. Создать условия для реализации проекта Воспитатели группы, родители.
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Создать условия для реализации проекта Воспитатели группы, родители.
II этап. Основной (практический)
Формы работы с детьми
Образовательные области Виды детской деятельности
Речевое развитие
Беседы: «Каких диких животных ты знаешь?», «Какие животные живут в лесу?», «Какие дома строят себе животные?», «Чем питаются дикие животные?», «Почему медведь спит всю зиму?», «Как зимует заяц? (медведь, ёж и т. д.)»
Цель: вовлекать детей в непринужденную беседу по теме.
Рассматривание картин: «Лиса с лисятами», «Медвежья семья», «Волчица с волчатами», «Зайцы», «Белка с бельчатами», «Волчица с волчатами».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о диких животных. Отвечать на вопросы предложениями.
Чтение художественной литературы: «Кот, петух и лиса» обр. Боголюбской, «Лиса и заяц» обр. Даля
Сказки: «Два жадных медвежонка» венг. Обр. Краснова и Важдаева, «Рукавичка» укр. Обр. Блогининой
Проза: «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Ушинский; «Лиса Патрикеевна» Александрова; Толстой А. Н. «Храбрый еж», «Лиса», «Еж», И. П. Токмакова «Медведь».
Чтение стихов.
Цель: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством художественной литературы.
Загадки по теме.
Цель: развивать познавательный интерес.
Показ сказки «Рукавичка» на фланелеграфе
Цель: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; побуждать детей к самостоятельному инсценированию с использованием фланелеграфа.
Познавательное развитие Просмотр видеофильмов
Цель: расширять знания детей по теме проекта.
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Угадай кто кричит?», «Чья мама?», «Кто лишний?», «Кто что ест», «Кто где живет?», «Среда обитания», «Чей, чья, чье».
Цель: развивать познавательную и речевую активность.
Наблюдение за зимующими птицами.
Цель: формировать умение у детей наблюдать за окружающими их птицами, явлениями природы.
Образовательная деятельность на тему: «Зимовье лесных зверей»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему прекрасному, что нас окружает.
Художественно - эстетическое развитие Рисование «Как зайка от лисы спрятался»
Цель: продолжать учить рисовать методом тычка.
Разукрашивание диких животных
Цель: развивать мелкую моторику рук, аккуратность при закрашивании мелких деталей, творчество.
Ручной труд «Ежик»
Цель: формировать у детей умение использовать для создания образа ежика гречневую крупу; воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе.
Лепка: «Грибочки для белочки»
Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке; развивать детское творчество.
Аппликация «Мишка бурый»
Цель: формировать умение создавать композицию из геометрических фигур-кругов и полукругов.
Творческое конструирование «Серый волк», «Пушистая лиса»
Цель: развивать творческое воображение.
Социально– коммуникативное развитие Сюжетные игры: «Зоопарк», «Айболит».
Цель: развивать игровые навыки.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик», «Дикие животные».
Цель: развивать мелкую моторику рук, речевую активность.
Настольные игры: лото «Зимующие птицы».
Цель: развивать внимание, память, познавательную активность.
Физическое развитие Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «Бездомный заяц», «Птенчики и птицы», «Коршун и птицы», «Лиса и зайцы». Цель: развивать двигательную активность.
III этап. Заключительный (итоговый)
- Папка-передвижка «Где и как зимуют животные?»
- Папка-передвижка «Животные и птицы зимой»
- Д/и «Среда обитания»
- Д/и «Чья мама?»
- Сказка «Рукавичка»
- Альбом «Птицы»
- Лэпбук «Птицы»
- Лэпбук «Как животные готовятся к зиме?»
- Размещение видео ролика (чтение стихов детьми о диких животных) в родительской группе WhatsApp.
8. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Январь
с 10 по 08 Подбор материала, необходимого для работы с родителями по теме.
Постановка целей и задач по данной теме.
Январь
с 08 по 17 Консультация для родителей «Что рассказать детям о диких животных?», «Влияние животных на полноценное развитие ребёнка»; памятка «Мир диких животных»; папка-передвижка «Животные и птицы зимой».
Январь
с 17 по 28 Папка-передвижка «Где и как зимуют животные?»
Заучивание стихов о диких животных с детьми.
В течение реализации проектной деятельности Индивидуальные консультации с родителями по теме проекта, папки-передвижки, распространение памяток.
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Затулина Г. Я. Комплексные занятия по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2014
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 г.
3. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
4. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
5. Интернет-ресурсы