Мария Лановая
Познавательно-творческий краткосрочный проект «Масленица ясная, самая прекрасная» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Познавательно - творческий краткосрочный проект
«Масленица ясная, самая прекрасная»
Актуальность проекта:
Темочки:
- Масленица. Русский народный праздник
- Подготовительная группа
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица». Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на программу «от рождения до школы» охватывая все 5 образовательных областей:
- Познавательное развитие
- художественно – эстетическое развитие
- физическое развитие
- речевое развитие
- социально – коммуникативное развитие.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Полное и глубокое представление о масленице это непосредственное участие в празднике, по – другому называется - гуляние.
В старшем дошкольном возрасте появляется возможность понять глубокий смысл, этого веселого и немножко грустного праздника.
Поэтому и возникла идея провести познавательно-творческий проект на тему: «Масленица ясная, самая прекрасная», Масленичная неделя включает себя работу с детьми подготовительной группой и родителями.
На базе МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба», г. Ярцева, Смоленской обл.
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатель, родители.
Цель проекта: Создание благоприятных условий для повышения интереса познавательных, творческих способностей детей к традициям народа, гуляния Масленица.
Тип проекта: познавательно – творческий, игровой.
По количеству детей – групповой до 12 человек.
По доминирующему методу – игровой, творческий;
По образовательным областям – интегрированный
• познавательное развитие
• социально-коммуникативное развитие
• художественно-эстетическое развитие
• речевое развитие,
• физическое развитие.
По продолжительности – краткосрочный
Сроки реализации - неделя (08.03.2021 – 12.03.2021)
Задачи:
Обучающие
• Расширить представления детей о русском народном празднике
• Масленица его обычаях и традициях;
• Привлечь родителей к активному участию проектной деятельности.
• Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
• Развивать творческие способности детей, путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
• Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр
• Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.
Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Обеспечение проекта:
Научно-методическое:
• Подбор необходимой научно-методической литературы
• Изучение интернет-ресурсов
• Составление конспектов НОД
• Консультаций для родителей «папки-ширма»
• Составление плана организации и проведения проекта
• Подбор аудиозаписи народных песен и мелодий
• Подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: проектор, экран, ИКТ;
Наглядно-дидактическое:
• произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации
• мультимедийные презентации
• мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда
• тематическое оформление книжных уголков
• изо-уголков
• уголков национальной культуры
• родительских уголков
Ожидаемый результат:
• Дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный праздник Масленица;
• У детей сформируются представления о данном празднике;
• Повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;
• Дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
Обогатиться развивающая среда в группе;
В традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно с родителями.
Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение на улице
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Продуктивная деятельность: аппликация «Солнышко», рисование красками «Масленица», Аппликация из ниток «Кукла – Масленица»
Продукт проектной деятельности:
-образовательная деятельность в группе;
-оформление выставки рисунков «Масленица».
Этапы реализации проекта:
Форма проведения итогового мероприятия:
Посещение и активное участие в праздничном гулянии «Широкая масленица» в детском саду.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:(информационно-накопительная):
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
2. Основной этап: (организационно-практический):
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки «Масленица».
Понедельник - Встреча. 8.03.2021 (выполняли 5.03.2021) Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода «Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти. Знакомство детей со значением слова «Заигрыш». Просмотр презентации на тему: Масленица»
Рисование красками «Кукла – Масленица»
Вторник - Заигрыш. 09.03.2021
Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк», катание на карусели.
Оформление папки – ширмы для родителей «Что мы знаем о Масленице»
НОД художественно-эстетическое развитие. Аппликация: «Солнышко»
Среда- «Лакомка» 10.03.2021
– художественно – эстетическое развитие: НОД «Аппликация из ниток «куколка – Масленица» Выставка
Четверг- Разгуляй. 11.03.2021
Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Беседа на тему: «традиции на Масленице по дням неделям»
Пятница - тёщины вечера. 12.03.2021
Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «кукла-масленица», аппликация «Солнышко», аппликация из ниток «куколка - масленица»
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк»,
«Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник.
Литература:
1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» И. М. Петров.
2. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина.
3. «Бабушкины забавушки» Л. Н. Карпова.
4. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А.
Лапшина.