Алеся Махинько
Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Этот удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Этот удивительный мир насекомых».
Тип и вид проекта : Познавательно-исследовательский.
Участники проекта : Махинько А
Авторы проекта : Махинько А
Руководитель: Мордовина Ольга Николаевна
Основная идея (проблема) : формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Цель проекта : Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.
Задачи:
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности „Этот удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
Общеобразовательные:
- Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, паук, гусеница, червяк….)
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, ног, наличие крыльев, способов передвижения (прыгает, летает, бегает, ползает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет). Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям, находить сходство и различия. У детей должно развиваться чувство бережного отношения к живым объектам и в целом к природе.
РАССМАТРИВАНИЕ КОЛЛЕКЦИЙ «РАЗНООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ»
С последующим выполнением задания: «Отгадай загадку и найди в коллекции насекомое, о котором идёт речь?»
1. На ромашку у ворот опустился вертолет. Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
2. Прыгает пружинка – зеленая спинка, с травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)
3. Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи. Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (Муравьи)
4. Не птица, а летает, с хоботком, а не слон. Никто не приучает, а на нос садится. (Муха)
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ НА ТЕМУ: «Удивительный мир насекомых»
Знаете ли вы, что бабочки и стрекозы, шмели и пчелы, муравьи, божьи коровки и кузнечики – животные?
Они относятся к группе насекомых. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело их состоит из трех частей: головы, на которой находится два ушка, средней части тела и брюшка. У большинства насекомых в определенные периоды жизни появляются крылья. Это самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на земле примерно 250 миллионов лет назад.
ТЫ САЧКОМ ИХ НЕ ЛОВИ.
Насекомые хлопочут, наполняя жизнью сад:
Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом: золотистая пчела
На цветок душистый села, сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,
Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.
Ты не трогай их не надо, ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи!
А чем питаются насекомые, вы знаете?
Большая часть насекомых поедает зеленые листья, стебли и побеги растений. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов!
Есть в природе и насекомые хищники, которые питаются другими насекомыми. Быстрокрылая стрекоза, симпатичная божья коровка, зеленый кузнечик – хищные насекомые.
В природе у насекомых не мало врагов. Но хитрые бабочки и жуки научились ловко прятаться, а если надо, то защищаться от них. Защитная окраска помогает кузнечикам стать совсем незаметными среди зеленых стеблей трав. Бабочки, когда садятся отдохнуть, складывают пестрые крылышки и становятся похожими на лепестки цветов. Гусеницы бабочек часто напоминают обломки веточек или сучков.
У некоторых насекомых есть острое жало, которым они прокалывают кожу врага и впрыскивают в рану яд.
Знаете ли вы, что это за насекомые?
Правильно! Шмели, пчелы и осы могут больно ужалить. Распознать жалящих насекомых можно по черно-желтой окраске. Животные, заметя такое сочетание цветов, стараются держаться подальше- кому же хочется быть ужаленным!
В природе есть безобидные мухи, похожие на ос и на пчел. Их так и называют: осовидки и пчеловидки. Они скопировали внешность жалящих насекомых, чтобы чувствовать себя в безопасности.
Краски в животном мире служат способом общения. У божьей коровки хорошо запоминающаяся ярко-красная спинка. В случае опасности эти жучки выпускают едкую пахучую жидкость, предупреждающая птиц о том, что они не съедобны. А вот жукисолдатики воспользовались отпугивающей окраской божьих коровок. «Меня не следует трогать» - хочет сказать жук, показывая красную спинку, и черные точки на ней.
Важную роль в жизни насекомых играют не только цвет, но и запах. «Пчелы, бабочки, жуки издалека чувствуют, где есть сладкий нектар или сок растений; комары, москиты на большом расстоянии обнаруживают запах выдыхаемого человеком или животным углекислого газа и спешит на этот запах….» (Ю. Дмитриев.)
Пчелы и муравьи, которые являются «общественными» насекомыми, запахом и движениями сообщают своим товарищам, где находится корм и как добраться до него.
Насекомые посылают сообщения не только о еде, но и об опасности. Сигнал тревоги насекомые тоже могут передать на языке запахов. Почувствовав «запах страха», одни из них прячутся, другие бросаются в атаку.
Запахом и звуком многие шестиногие обитатели земли подрывают друг друга, шлют друг другу послания. Например, кузнечики или сверчки стрекочут, когда зовут самочек - подруг, когда сообщают своим сородичам, что место занято, когда угрожают противникам.
Вы, конечно, слышали, что насекомые, которые поедают стебли и листья растений. Портят посевы, грызут корни и древесину деревьев, называются вредителями. С ними хорошо справляются наши крылатые помощники-птицы. А вот муравьи, пчелы, бабочки, шмели и стрекозы, божьи коровки и многие другие насекомые приносят пользу растениям и людям. Муравьи переносят по лесу семена растений -кислицы, хохлатки, незабудки и способствуют их растению. Божьи коровки уничтожают вредных тлей. Бабочки, шмели опыляют растения. Стрекозы ловят разносчиков болезней комаров.
Пчелы дают людям янтарный мед, воск, из которого делают свечи, и целебное вещество- прополис.
Знаете ли вы, что для того, чтобы накопить килограмм меда, пчелам нужно собирать нектар с 19 миллионов цветов. «Конечно, одна пчела не может облететь столько цветов: килограмм собирают много пчел. Но и у одной не мало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем семь тысяч цветов!» (Ю. Дмитриев).
Гуляя по цветущему, зеленому лугу не пытайтесь поймать красивую бабочку или стрекозу, легкомысленного мотылька или жука-солдатика. Лучше понаблюдайте за ними, и вы узнаете много интересного о жизни этих хлопотливых маленьких обитателей нашей планеты. Изучение тела насекомых.
Цикл развития бабочек.
Дидактическая игра: «Кто, чем питается?»
Цель: обогатить представление детей о пользе насекомых. Развивать способность классифицировать, вырабатывать внимание заинтересованное отношение к природе.
Чтение художественной литературы. «Стрекоза и улитка».
-Эй, стрекоза, ты не видела тут водяного чудища, страшного да безобразного?
-Эй, я и есть.
-Ну, как бы не так….Ты красивая, легонькая, порхаешь, как самолетик, а это чудище еле ползало…
-И все равно это была я. Два года в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала да из себя и вышла.
«Чем плавунец дышит?»
-Ай, жук плавунец помер!
-Глядите, глядите вниз головой на воде плавает!
-Ничего я не помер.
-А зачем же ты вниз головой подвесился?
-Я дышать вылез.
-Подышааааать?
-Чем же ты дышишь?
-А что наружу выставил тем и дышу. Вот так!
«НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ»
Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину и забираются в щели.
Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода скоро переменится к лучшему.
Если много комаров – готовь короб для ягод.
Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
Дидактическая игра: «Назови изображенных насекомых»
Цель: знать и правильно называть насекомых.